Кое-что о компьютерной графике
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Библиотека » Всеобщая история кино. » Экспансия американской кинопромышленности (1914-1916) (Том 3. Глава 20. (часть 1))
Экспансия американской кинопромышленности (1914-1916)
Tatyana_ArtДата: Вторник, 15.12.2009, 23:09 | Сообщение # 1
Страж
Группа: Администраторы
Сообщений: 290
Награды: 1
Репутация: 152
Статус: Offline
После объявления войны в Европе и триумфального успеха «Рождения нации» стало ясно, что кинематография Соединенных Штатов становится во главе мировой кинопромышленности, распространяет монополию на весь мир и что в утверждении ее гегемонии играет большую роль исключительный расцвет художественного мастерства.
«Рождение нации» было творением «независимых». «Независимые» положили начало гегемонии американской кинематографии. Они выковали орудия для ее победы, основав грандиозные предприятия в маленьком населенном пункте предместья Лос-Анжелоса – Голливуде. Ныне это название является синонимом американского кино и определенной концепции в кинематографии.
Трест Эдисона агонизировал. Патэ нанес последний удар по этому картелю, покинув его в день объявления войны и перейдя в ряды «независимых». После ухода Гриффита потерпели провал художественные фильмы «Байографа», поставленные совместно с Дэвидом Беласко. Фильмы фирмы Эдисона, снимавшиеся по принципу «поменьше затрат», оставались на уровне посредственности. Джеремия Кеннеди отступил из стратегических соображений и расстался с киностудией, с которой отождествлялась его кипучая натура. Он отошел от дел и свой вынужденный досуг посвятил гольфу.
С приходом к власти президента Вильсона был предпринят ряд мер, направленных против трестов. Даже раньше, чем он был официально облечен властью, 15 августа 1913 года, специальная расследовательская комиссия занялась кинотрестами. В начале 1914 года президент самолично подписал новый антитрестовский закон, закон Клейтона, который являлся дополнением к закону Шермана. Этот закон запрещал совместительство в нескольких административных советах, а также вводил покровительственные тарифы. Специальная комиссия «Федерал трейд комишн» должна была вести борьбу с трестами. Трест Эдисона перед лицом опасности принял меры, чтобы обойти закон Клейтона. Различные фирмы треста испытывали глубокий кризис. В 1915 году фирма «Калем» объявила о своей ликвидации. «Байограф» не замедлил последовать ее примеру. Клейн отделился и основал фирму «Джордж Клейн систем». Пережившие кризис «Вайтаграф», «Селиг», «Любин», «Эссеней» в апреле 1915 года основали картель, получивший инициалы этих фирм: В. Л. С. Э. Председатели «Дженерал филм К?» сменяли друг друга: Кеннеди, Берет, Клейн и прочие.
Существование ВЛСЭ было недолговечным. Фирма «Любин» была продана с торгов и исчезла в начале 1917 года. Вскоре и «Селиг» покончила счеты с жизнью, хотя капиталисты из Миннеаполиса и пытались помочь ей выйти из затруднений. «Эссеней» не пережил ухода Чарли Чаплина в конце 1916 года. Самое мощное общество бывшего треста – «Вайтаграф» – закончило 1916 год с убытком в миллион долларов.
Постановление верховного суда, возвещавшего о роспуске треста Эдисона 15 октября 1915 года, скорее констатировало смерть, чем выносило смертный приговор. В начале 1917 года «Дженерал филм К?», деятельность которой замирала, довольствовалась тем, что отдавала в прокат с десяток частей (то есть только один полнометражный фильм) в неделю, а не 30 или 40, как два года назад. Компания прекратила всякую деятельность после 1917 года и в июне 1919 –- объявила о своей ликвидации. МППК, вновь осужденная верховным судом 9 апреля 1917 года, принуждена была отказаться от взимания платы с продюсеров, прокатчиков или владельцев кинозалов.
Из всех старых фирм треста уцелел лишь «Вайтаграф», но он перешел в другие руки. «Коммодора» Стюарта Блэктона выбросили оттуда в начале 1917 года, и «Новым Вайтаграфом» («The Great V») стал руководить бывший министр связи, «главный почтмейстер» Хичкок.
Из факта этой внезапной ликвидации треста не следует делать заключение, будто вильсоновская политика серьезно препятствовала развитию системы монополий в Соединенных Штатах. В 1909 году 15% рабочих работали на предприятиях, где занято было больше тысячи служащих. Эта пропорция в 1914 году дошла до 26%. Итак, процесс монополизации продолжался, несмотря на законы Шермана и Клейтона. Явный успех в области кинематографии был обусловлен главным образом тем, что действия Вильсона совпали с победой «независимых» над трестом Эдисона. Но мы увидим, что «независимые» также начали организовывать своеобразные тресты, которые не стали объектом преследования закона.
Эдисон – «патрон» треста – ликвидировал свою фирму в начале 1917 года и заменил ее фирмой «Конкест Пикчер», которая специализировалась на детских кинокартинах. Но киностудии закрылись в 1918 году. Последний фильм, «Неверующий», драма в пяти частях, был снят Алленом Крослендом, будущим режиссером первого звукового фильма, пользовавшегося огромным успехом, – «Певец джаза». Эдисон накануне роспуска компании и треста, носящего его имя, отпраздновал семидесятилетие своей деятельности и благоденствующей жизни. Одно лишь право пользования его именем и его патентами, предоставленное им кинотресту, давало ему в продолжение 10 лет солидную ренту в 10 тыс. долл. в неделю.
Расставаясь с американской кинематографией как кинопромышленник, знаменитый изобретатель заявил в прессе:
«Откровенно говоря, я был несколько разочарован тем направлением, какое принимают фильмы. Совсем недавно я решил не иметь больше дел с кино. Развитие промышленности ведь так спазматично! Между кинопромышленниками нет взаимопонимания, взаимного расположения. Отныне каждый старается лишь для своей выгоды. Неужели мы не можем больше работать сообща?
Понятно, что такой старый промышленник, как я, не может не интересоваться производством и его проблемами, а ведь их так много. Как-то вечером я вошел в кинозал, и что же я увидел на экране? Чепуху! Куда же делись настоящие киноактеры и киноактрисы? Их больше нет! Нынешние кинопромышленники покупают киноактеров только из-за их имен.
Что касается меня, то я не верю в пятичастные фильмы. Три части – идеальная длина. Если вы будете довольствоваться фильмами в три, а еще лучше – в две части, то покончите с длиннотами. При постановке драм вернутся к трехчастным кинофильмам и в будущем будут снимать только трехчастные фильмы. На комические фильмы (slapsticks) мода преходяща. И на кинофильмы в пять частей мода преходяща. И пройдет она очень скоро.
Я надеюсь, что через год-два сумею предложить публике кинооперы, где говорят и поют. Сейчас наш прогресс остановлен проблемами звукозаписи. Диаметр граммофонного диска недостаточен для того, чтобы записать большую оперу. Но я убежден, что нужно немного времени и немного дополнительных усилий, и мы преодолеем последние препятствия».
Если сравнить это заявление, сделанное Эдисоном в 1917 году, с тем, что он говорил тридцатью годами ранее, в период своих первых работ в кино, мы сможем отметить замечательную последовательность мысли: великий изобретатель никогда не верил в немое кино, зато он всегда верил в силу монополий на изобретения, которые могли бы создать экономические монополии и тресты. Он покинул кино, так как ему не удалось осуществить старую мечту об опере на целлулоиде, а также и потому, что его картель потерпел крах ...
Господа с Уолл-стрита покинули «Моушн Пикчер патент компани» и «Дженерал филм К?», как только появились признаки краха этих компаний. Партии в гольф их служащего Кеннеди говорили о том, что финансисты отказались от замыслов, которые они лелеяли под покровительством Эдисона, но это не означало, что Уолл-стрит отстраняется от кино. Другие группы, более могущественные, ориентировались на «независимых» и образовали крупные финансовые корпорации. Самыми крупными были «Трайэнгл», основанное на кинопроизводстве и прокате, «Ферст нэшнл» и «Парамаунт», – эти два общества сначала занимались прокатом, а вскоре стали заниматься и кинопроизводством.
Общество «Парамаунт» было основано Ходкинсоном в 1914 году. Фирма была обеспечена сетью первоклассных кинотеатров и исключительным правом на производство «боевиков» Цукора, Лески и Босуорта. «Первоклассные фильмы для первоклассных кинотеатров» – было девизом компании «Парамаунт». Она отказалась от проката «Рождения нации» и финансировала другой фильм, вложив в него более 100 тыс. долл., – «Вечный город» , поставленный в Риме Эдвином Портером с участием Полины Фредрикс в ведущей роли.
В 1916 году, когда кинопроизводство шло к резкому подъему, Адольфа Цукора поддержала солидная группа с Уолл-стрита, в которой вместе со всемогущим Морганом был банк «Кун, Леб энд К?», одна из главных финансовых сил Америки. Средства, предоставленные в распоряжение Цукора, позволили ему соединиться со своим главным соперником, Лески, устранить Ходкинсона из «Парамаунта», затем купить это общество за 25 млн. долл. Голдфиш, зять Лески, был отстранен от своих предприятий, получив в виде возмещения миллион долларов; в «Феймос Плейерс Лески» были приглашены крупнейшие киноактеры. Среди них одна лишь Мэри Пикфорд получила 1040 тыс. долл.
Пока производились все эти операции с огромными капиталами, общество «Парамаунт» объявило о том, что оно вводит новую систему продажи картин. Оно намеревалось обеспечивать картинами кинозалы своих клиентов в течение 52 недель. Но надо было или брать всю программу, или ничего. Программы фирмы «Парамаунт» содержали некоторое количество фильмов класса «А» и много фильмов класса «Б», снятых с меньшими затратами. Не успел трест исчезнуть, как фирма «Парамаунт» предъявила требование к клиентам, принуждая их принять систему, известную с тех пор под названием «блок букинг» (запродажа фильмов партиями на долгий период времени).
Общество «Парамаунт» благодаря именам ведущих артистов, красовавшихся на его афишах, скоро достигло значительного успеха. Его система проката очень скоро охватила 5 тыс. театров, то есть четвертую часть залой, существовавших тогда в Соединенных Штатах. Перспективы были еще более многообещающими, чем во времена «Дженерал филм К?». Этому обществу удалось диктовать свои условия несколько большему количеству кинозалов, но оно отдавало им в прокат свои программы не более чем за 150 долл., тогда как программы «Парамаунта» стоили до 700 долл. Перед этим система «блок букинг» была принята «Трайэнглом». Это общество было основано 20 июля 1905 года Айткеном, одним из деятелей «Мьючуэла», вместе с Кесселем и Бауманом. «Трайэнгл» в первую очередь сгруппировал трех режиссеров, создавших богатство «Мьючуэлу»: Гриффита, Томаса Инса и Мак Сеннетта. Одновременно была также приглашена целая плеяда известных актеров. Новую корпорацию, располагавшую огромными капиталами, поддерживал Рокфеллер. Гарри Айткен считался главным лицом в создании «Рождения нации», и поэтому группа финансистов выразила ему доверие.
«Трайэнгл» принял систему «блок букинг» с октября 1915 года в Соединенных Штатах и использовал свой престиж, чтобы заставить принять эту систему в различных зарубежных странах, в частности в Англии, где обществу удалось, как мы увидим позже, в ноябре 1917 года обеспечить за собой половину всех существующих кинозалов.
«Трайэнгл» с художественными руководителями Гриффитом, Инсом и Сеннеттом, явил, собой апогей американского киноискусства. В дальнейшем мы изучим его продукцию. Но сами масштабы корпорации не позволили ему быстро достигнуть целей, поставленных в интересах Рокфеллера. Подтвердилось лишь то, что «Рождение нации» не установило какой-то новый стандарт и что фильм, который обошелся в 100 тыс. долл., не приносит, как правило, доход, в 20 раз превышающий вложенные в него капиталы. «Трайэнгл» ликвидировался после недолгого существования в конце 1917 года.
К «Парамаунту», подписавшему контракты с тремя режиссерами и ведущими актерами, перешла большая часть дел «Трайэнгла». И в этот период, то есть в конце 1917 и в начале 1918 года, корпорация, поддерживаемая Морганом, Куном и Лебом, казалась непобедимой.
Но битва за «блок букинг» была далеко не выиграна. «Парамаунту» не удалось сгруппировать все активные силы американской кинематографии. Голдфиш, устраненный из корпорации, вложил капиталы в основание общества вместе с Седвином. Новая фирма стала называться фирмой «Голдвин», по фамилии, присвоенной Голдфишем, которому надоело носить фамилию, означавшую «Золотая рыба».
Со своей стороны, фирма «Фокс», новое общество «Уорнер», «Вайтаграф» добились многочисленных успехов. Период войны ознаменовался для Америки чрезвычайно острой борьбой между различными фирмами, производящими кинокартины. Новорожденную фирму «Голдвин» поддерживали «Чэз нэшнл бэнк» и «Дюпон де Немур» – крупный трест вооружения, наживавший в те времена колоссальные прибыли. Один из членов могущественной семьи, Коулмен Т. Дюпон, мечтал в один прекрасный день вступить в Белый Дом и использовал кино для облегчения своей политической карьеры.
Сопротивление владельцев кинозалов «блок букингу» принудило «Парамаунт» отступить и с 1917 года вернуться к системе относительно свободного выбора. Сопротивление владельцев кинозалов кончилось тем, что скоро образовался «контртрест» – «Ферст нэшнл»,– основанный по инициативе одного из владельцев кинозала, приехавшего из Австралии (как некогда Ходкинсон) Дж. Д. Уильямса, вкупе с ветераном Томасом Толли. 27 владельцев американских первоклассных кинозалов составили административный совет «Ферст нэшнл экзибитор серкюит», немедленно вовлекшийся в борьбу с «Парамаунтом» и потрясавший знаменем свободы. Могучая группировка Уолл-стрита поддержала новое общество, которое переманило на свою сторону двух самых крупных кинозвезд «Парамаунта» – Мэри Пикфорд, предложив ей новый контракт на миллион, и Чарли Чаплина, который тоже получил миллион и оставил «Мьючуэл», находившийся в сфере влияния «Трайэнгла».
«Ферст нэшнл», стремясь монополизировать прокат, сумел завладеть или начал контролировать в 1919–1920 годах 3,4 тыс. кинотеатров, то есть 15 или 20% существовавших тогда в Соединенных Штатах залов. «Парамаунт», видя, как ускользают от него контракты на прокат, стал с 1919 года покупать кинозалы. Вскоре он стал владельцем сотни кинозалов.
Но главный клиент «Парамаунта» ветеран Маркус Лоев отказался поддерживать могущественное общество и в свою очередь стал «независимым» в 1919 году. Его базой была сеть в 56 больших кинотеатров, и скоро он стал хозяином довольно крупной кинопроизводственной фирмы «Метро». Так предприимчивый делец основал базу для будущего МГМ: «Метро – Голдвин – Мейер». Это общество тоже не могло бы существовать без поддержки финансиста с Уолл-стрита. Один из руководителей совета «Лоев инкорпорейтед» У.-С. Дюрант был основателем «Дженерал моторс», общества по производству автомобилей, покровительствуемого банком Моргана и конкурировавшего с Фордом. Другой член совета, X. Джилсон, был одним из руководителей «Либерти нэшнл бэнк» ...
В 1914 году борьба между «независимыми» и трестом еще не закончилась. «Независимые» разделились на две соперничающие группы: «Мьючуэл» и «Юниверсел». Цукор же и его «Феймос Плейерс» действовали самостоятельно, но громоздкие корпорации отличались неустойчивостью. В 1920 году трест исчез, остался только «Вайтаграф», быстро приходивший в упадок. «Трайэнгл» Рокфеллера, который, казалось, господствовал в Америке и над всем миром, затем в свою очередь исчез. «Юниверсел» Карла Лемла, не получавший такой блестящей поддержки, все еще был второстепенной компанией. Цукор, глава целой державы, достиг зенита славы вместе с «Парамаунтом». Маркус Лоев, другой «независимый», преуспевал вместе с «Лоев метро».


Когда ты смотришь на орла, ты видишь частицу гения. Выше голову! -- Уильям Блейк.
When thou seest an Eagle, thou seest a portion of Genius. lift up thy head! -- William Blake.
 
Форум » Библиотека » Всеобщая история кино. » Экспансия американской кинопромышленности (1914-1916) (Том 3. Глава 20. (часть 1))
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz



Rambler's Top100 Регистрация в каталогах, добавить сайт 
в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, 
хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
продвижения и рекламы сайтов