Структура построения фигуры человекаЧеловеческой фигуре придает баланс, гибкость и мобильность ее конструкция в виде буквы «S». Эта кривая всегда остается видимой в фигуре. Прямая линия - это жесткий и хрупкий элемент; кривая обладает гибкостью и способностью к самобалансированию. На воспроизводимых рисунках показаны профиль, вид спереди и сзади фигур, перераспределяющих вес и то, как кривая «S» контролирует и способствует осуществлению подобных движений. Она начинается в верхней точке позвоночника (основание черепа), опускается в область таза, затем появляется спереди, в верхней части ног и заканчивается у арки ступни. Кривая«S» постоянно прослеживается, когда человек ходит, сидит, стоит на коленях,лежит, плавает, танцует и т.д. Скелет формирует внутреннюю структуру тела. Это каркас,внутренняя архитектура формы. Кости, защищающие жизненно важные органы, образуют массив, напоминающий резервуар; кости,способствующие движению тела,представляют собой длинные, жесткие стержни.
МышцыСкелет человека является опорой мышц и одновременно мышцы — опора скелета. Эта взаимосвязь создает систему "напряжения", т.е. систему распределения жестких и гибких элементов тела. Представьте себе, что скелет обвязан резиновыми лентами, которые не только взаимодействуют друг с другом, но и вступают в конфликт между собой, управляя частями скелета и осуществляя их движение вперед–назад и вверх-вниз при ходьбе, беге, различных манипуляциях и дыхании. Рисунки в этой главе иллюстрируют мышцы, соединяющие кости в области локтей, плеч, и осуществляющие движение. Место прикрепления мышцы, в нашей терминологии, — это статический корень мышцы. Конечная точка прикрепления — этоучасток, где движение заканчивается. Например, при изгибе руки бицепс вытягивает мышцу из конечной точки ее прикрепления, расположенной на предплечье чуть выше внутренней стороны локтя, к изначальной точке прикрепления в районе плеча. Это вызывает движение предплечья. Когда рука вытянута, трицепс вытягивается из точки своего прикрепления, расположенной на внешней стороне локтя, к месту изначального прикрепления — ниже плеча. Когда трицепс согнут,бицепс — вытянут. И наоборот, когда бицепс согнут, трицепс вытянут. На теле человека есть приблизительно 31 точка, где под кожей видны очертания костей.Например, — локти, лодыжки, запястья, колени, таз, кости ключицы, лопатки, межфа-ланговые суставы, верхняя часть позвоночника, переносица и скуловые кости. Художник должен знать об этих точках и быть способен правильно обозначить их, чтобы передать костную структуру фигуры. Независимо от того, какой степенью полноты обладает человек, эти точки всегда остаются видимыми. Это особенноверно по отношению к суставам. Скелет приводится в движение системой мышц, находящихся в различных степенях напряжения. Когда мускулы, работающие в противоположных направлениях, напряжены одинаково, тело находится в состоянии покоя, как, например, в положении стоя. Когда напряжение неодинаково, тело приходит в движение.
Мышца соединяет две различные кости, перекрывая один или более суставов так, что при ее сокращении кости взаимодействуют между собой. Мышцы, выделенные в области таза, имеют точку изначального прикрепления на кромке костей таза, а конечную точку — в области связок коленной чашки. Связки, в свою очередь, присоединены к кости нижней части ноги (голень). При сжатии мышца выпрямляет голень. Мышца, выделенная в нижней части ноги (икроножная), имеет изначальную точку прикрепления в верхнейчасти ноги и конечную — в области пяточной кости. При ее сжатии пятка поднимается вверх, а носок — вниз, осуществляя необходимый толчок и стимулируя поступательное движение туловища при ходьбе. Мышцы формируют противоположные пары. Когда одна из мышц сокращается, другая растягивается и отдыхает. Такую пару образуют трицепс и бицепс. Бицепс расположен с передней стороны верхней части руки и при сжатии поднимает предплечье в направлении плеча. Трицепс препятствует этому движению; при его сжатии предплечье вращается в области локтевого сустава и движется в противоположную сторону. Мышцы соединены с костями и другими мышцами таким образом,что кажутся сливающимися друг с другом, образуя элементы в пределах еще более крупных частей тела.
Туловище приводится в движение работой мышц в противоположных направлениях. Видимые линии опоры сообщают здоровому телу энергетический импульс даже, когда оно находится в состоянии покоя. Мышцы составляют не только противоположные пары, но зачастую и чередующиеся массы. Например, крупные мышцы бедра собраны спереди, в то время как крупные мышцы голени (нижней части ноги) — сзади, создавая тем самым грациозную кривую в виде буквы «S».
Тело человека представляет собой невероятно сложную структуру. Задача начинающего художника — передать ее в упрощенных формах и механизмах. На этих рисунках показана внутренняя структура тела в более простых формах. Позвоночник — гибкий стержень Суставы — осевые точки вращения и опоры Таз, рассматриваемый сзади, имеет массив в виде буквы V Кости — слегка изогнутые стержни Мышцы характеризуются мягкими кривыми линиями.
Как показано на этой иллюстрации, таз — это простой жесткий резервуар в форме чаши. Он является объединяющим фундаментом фигуры. В области таза пересекаются подвижные верхняяи нижняя части тела. Рисунок фигуры не будет убедительным, если расположение таза передано неточно. Грудная клетка — гибкий резервуар для защиты жизненно важных органов, таких как легкие и сердце. Она поддерживает мышцы груди, плеч и спины. Позвоночник объединяет фигуру в одно целое: он представляет собой гибкую соединительную трубу, состоящую из подвижных элементов — позвонков.
СуставыС точки зрения художника, существует три вида суставов: шаровой, шарнирный (блоковидный) и неправильный. Шаровые суставы обеспечивают приблизительно 95 % свободного движения тела. Они дают возможность примыкающим членам вытягиваться по окружности почти на 360 градусов. Недостаток подобного диапазона действий заключается в том, что эти суставы были бы относительно неустойчивы, если бы не были окружены самыми крупными мускулами тела. Ключица и лопатка образуют в верхней части плеча впадину в форме чаши. Именно здесь прикреплен округлый конец кости верхней части руки, создавая шаровое соединение сустава. Сустав укрыт и удерживается на месте дельтовидной мышцей. Похожим образом округлый конец кости верхней части ноги прикреплен во впадине таза.Сустав поддерживается в данном положении мышцами ягодиц и несколькими менее крупными мышцами. Шарнирное соединение сустава (колена или локтя) позволяет сгибаться только в одном направлении; оно менее гибкое, но более крепкое и жесткое, чем шаровое соединение. Эти суставы устойчиво соединены и обладают исключительной системой рычагов. Рука представляет собой рычаг, двигательная сила которого (место прикрепления бицепса) сосредоточена между центром вращения (локоть) и точкой сопротивления (кисть). Это дает нам исключительную возможность перемещать предметы в одном направлении - к туловищу. Локоть позволяет осуществлять движения только в двух направлениях. Он обладает собственной "специализацией" в таких видах активности, как выдергивание корнеплодов из грунта и срывание фруктов с веток. Ноги также жестко укреплены в суставах благодаря шарнирному соединению: они обеспечивают туловищу устойчивость и равновесие во время движения. Шарнирное соединение суставов в этих частях скелета объясняется необходимостью в устойчивом и надежном креплении костей. Неправильное соединение суставов можно обнаружить в области запястья и лодыжки, где находятся несколько небольших костей,осуществляющих сложные движения кисти и ступни. Cуставы бедра и плеч характеризуются шаровым соединением и богатым диапазоном движения.
Обратите внимание, что и рука и нога прикреплены к туловищу шаровым соединением. Поскольку колено и локоть обес печивают движение только вдоль одной оси, любые круговые движе ния возможны в местах шарового соединения с туловищем.
Широкий диапазон движения в области бедер придает фигуре большую мобильность. Поскольку шаровое соединение не является прочным, бедро окружено крупными мышцами тела - мышцами бедра и ягодиц. Сустав бедра позволяет ступне и ноге совершать конусообразные движения. Рисуя фигуру и ее части в разнообразных положениях, вы получите отличную практику. |