Передача движенияИзучение движения и жестовНабросок движения — одно из лучших упражнений разминки. Это отличный способ обретения уверенности в себе, который помогает раскрепоститьсяи работать спонтанно и вдохновенно. Набросок движения часто называют"Scribble Draving" (от англ. Scribble — мазня, каракули). Да, это почти также просто; но есть определенная разница. Во-первых, он не должен терять раскованности, почти необузданности линий, характерных для рисунка Scribble. Во-вторых, в наброске вы не только свободно и почти хаотично передаете натуру; вы рисуете и то, что видите, и то, что чувствуете. Часто бывает сложно описать этюд художника, не прибегая к почти мистической терминологии, потому что он фиксирует впечатления, мысли, чувства автора о натуре. Набросок - это спонтанная запись наиболее характерных, на ваш взгляд,свойств, формирующих жизненную энергию объекта. Иногда набросок называют "Action Draving" (рисунокдействия). Слово "действие" при изображении фигуры вполне уместно. Ведь совершенно очевидно, что человек, даже если остается неподвижным,выполняет какое-то действие - стоит, сидит, наклоняется, пытается дотянуться до чего-либо и т.д. Набросок движения должен быть завершен за одну-две минуты. Вы не работаете над изображением в прямом смысле слова, а просто позволяете ему воплотиться в реальность. Вы касаетесь карандашом бумаги и начинаете свободно и непринужденно чертить. Пусть инструмент для рисования находится в постоянном движении: не останавливайтесь и не отрывайте карандаша от листа. Какой бы ни была натура, старайтесь поместить ее в формате так, чтобы ни один элемент не был утерян. Это - одна из важнейших задач наброска. Если необходимо, поставьте в верхней части листа точку, соответствующую верхней части натуры и - то же самое в отношении нижней части. Привыкайте быстро определять величину рисунка и компоновать его в размер листа. Если этюд получился крупнее, не раздумывая, уменьшите его. Никогда не начинайте заново -в любом случае, - у вас минута с небольшим. Если вы сознательно стремитесь уместить объект на листе, вы быстро научитесь оценивать пропорции частей натуры. Постепенно у вас появится инстинктивное чувство верных отношений и композиции, независимо от величины иформ натуры. Правило 1: Свободные движения Правило 2: Рисуйте то, что делает наблюдаемый объект. Правило 3: Не прерывайте движения карандаша. Изучение движения и жестов Для выполнения следующих двух упражнений возьмите мягкий графитный стержень и лист бумаги, который больше обычного альбомного листа, например, лист газетной бумаги или использованную компьютерную распечатку. По своей природе, набросок жеста идеально подходит для рисунка фигуры человека. Члены вашей семьи или друзья могут стать первыми моделями, даже если они об этом не догадываются! Лучше всего работать в сотрудничестве с моделью - так вы быстрее научитесь наброску жеста. Это может быть друг или знакомый художник, с которым бы вы могли обмениваться сеансами позирования или, наконец, одетая или обнаженная натура. Очень важно перед началом сеанса грамотно проинструктировать модель. Попросите ее принять положения, свойственные повседневности - сидя задумчиво на стуле; облокотившись на него; сидя на стуле и оглядываясь назад; стоя в вагоне метро или автобуса; прислонившись к стене и так далее. Каждое положение фиксируется на 1,5 - 2 минуты и не более. Затем попросите натурщика запечатлеть момент движения спортсмена, например, замахнувшегося битой, теннисной ракеткой, клюшкой длягольфа, или показать движения работы дровосека. После того, как модель начнет включаться в ритм работы, настанет время для более выразительных движений. Шаг 1. Проведите несколько линий общего контура и расположения фигуры в целом. За первые 5 секунд оцените, "впишется" ли рисунок влист, увеличьте или уменьшите изображение, для того, чтобы правильно закомпоновать его. Шаг 2. Фиксируя действие, карандаш постоянно движется. Вы должны запечатлеть то, что делает объект. Жест - это образ и подразумеваемое действие. Набросок может стать одним из наиболее увлекательных и полезных видов рисования. Чем чаще художник делает кратковременные этюды, тем глубже проникает в природу жеста и движения. Поскольку набросок выполняется всего лишь за минуту с небольшим, совсем не сложно предугадать и нарисовать сотни стадий запечатленного движения. А вам просто необходимо создать сотни таких зарисовок. Пусть эта мысль не пугает, ведь пока вы делаете всего лишь пять набросков в день - пять минут ежедневно: через полгода их будет тысяча!
Шаг З. Не останавливайтесь и не отрывайте карандаш от поверхности, иначе нарушится цельность наброска. Не рисуйте отдельные элементы; "схватывайте" движение в целом.
Шаг 4. Не думайте о том, как будет смотреться работа по окончании сеанса. Цель - в передаче правдиво впечатления движения, понимания его сути и воплощения увиденного на бумаге.
Характер жестов и движенийЧтобы не оказаться в плену привычек, меняйте манеру рисования. Например, поменяйте руку и работайте другой, менее для вас удобной. Сначала это будет весьма проблематично, но помните, что вы передаете общее впечатление. Сконцентрируйтесь на характерных особенностях: рисуйте действие, рисуйте объект полностью, не останавливаясь и не отрывая карандаша от бумаги, думайте о натуре как едином целом. Попробуйте начать снизу, двигаясь вверх. Этот прием окажется полной противоположностью привычкам. Вы уделяете много внимания верной композиции: теперь вы расстроитесь гораздо больше, если не сумеете "вписать" в лист голову.
Жест движенияКак и в предыдущем упражнении, попросите натурщика выполнить действие и повторить его несколь ко раз в течение приблизительно трех минут.Пусть он, например, продемонстрирует, как поднимает коробку и кладет ее на высокую полку; или колет дрова, замахивается клюшкой или бейсбольной битой. Натурщик повторяет это движение в течение всего сеанса. Суть работы - действие, жест, а не тело, выполняющее его. Если нужно, вы можете наносить на бумагу любые необходимые отметки, чтобы выразить действие во времени и пространстве. Нет верных или неверных способов выполнения наброска. Пять художников, рисующих одно и то же действие, найдут пять способов передачи движения.
Мгновенный жестПопросите натурщика принять серию положений - одно вслед за другим, меняя их каждые 30 секунд. Закрепите листы бумаги на доске так, чтобы после выполнения одного наброска вы тут же могли приступить к другому. У вас будет время только на то, чтобы схватить первоначальное выражение жеста, но, тем не менее, это будет уже набросок. Забудьте о деталях и думайте только о сути увиденного. После выполнения 10 набросков мгновенного жеста (в течение 30 секунд) попросите натурщика менять положение каждые 25 секунд и сделайте еще 10 набросков. Сократите время до 20 секунд, затем до 15 и, наконец, до 10. Фигура с драпировкой. Попросите натурщика поэкспериментировать с драпировкой. Пусть он обернет ее вокруг себя или держит различными способами. Сделайте набросок, передающий эффект прикосновения ткани к телу и действие силы тяготения. Обратите внимание на движение складок: это - сила тяготения, которую вы сделали видимой. Упражнение очень полезно для совершенствования рисунка складок на одежде.
Набросок по памятиПусть натурщик на одну минуту примет любое положение. Не рисуйте, а внимательно изучите расположение фигуры, причем, главное не детали —только движение. Запомнить, как выглядит натурщик труднее, чем его действия илипозы. Прочувствуйте характер движения собственным телом. Представьте, как воспринималась бы эта поза, если вы позировали бы сами.
Использование чернил и хлопчатобумажных тампоновИспользование чернил и хлопчатобумажных тампонов Набросок может быть выполнен с помощью различных материалов. Но лучшие из них те, которые сразу дают полноценные линии. В этом упражнении вы порисуете хлопчатобумажными тампонами, пропитанными чернилами - инструментами, которые кажутся просто невероятными. Однако скоро вы увидите, что пропитанный чернилами тампон оставляет четкую темную линию. Вам также понадобится лист газетной или другой рыхлой бумаги размером 45x60 см и небольшая емкость для чернил. (Хотите сэкономить? Подойдут даже листы газет без фотографий). На выполнение данных набросков уйдет, вероятно, меньше времени. чем в случае с графитом. Поэтому держитесь в пределах 30-60 секунд для одного этюда. Интересная задача в этой технике — проверить, можно ли завершить рисунок за однократное наполнение тампона чернилами. Шаг1. Нанесите самые крупные и выразительные кривые.
Шаг 2. Постарайтесь передать характер натуры наименьшим количеством мазков.
Шаг З. Завершите работу, выделив лишь главные детали. Набросок тампонами - это упражнение в экономии выразительных средств
Рисунки, выполненные вданной технике, обладают мощнейшими каллиграфическими качествами. Действительно, в чем-то они напоминают восточную технику живописи кистью. Вариации включают использование пропитанных чернилами приспособлений для чистки трубок, косметических кисточек, зубных щеток, а также перьев кустарного производства из бамбука, прутьев и т.д.
Рисование боковой стороной угляНабросок движения - это продукт трех факторов: энергии, заключенной в сути натуры, личности художника и природы изобразительных материалов. Как вы могли заметить в упражнении с чернилами и тампоном, материалы - это неотъемлемая часть наброска. Данное задание следует выполнять боковой стороной плоского, длиной в 3 - 4 см, кусочка черного или пурпурного мелка (литографского карандаша) или материала СЬаг-Ко1е (осторожнее с углем из-за частиц пыли).Возьмите бумагу больших размеров. Широкие мазки проводите боковой стороной угля.
Шаг 1. Начните с длинного мазка углем или мелком. Уточните характер движения фигуры - от головы до ступней.
Шаг 2. Боковой стороной мелка продолжайте обрабатывать первоначальный импульс жеста. Поскольку рисовать кончиком уголька нежелательно, вам не удастся оконтурить формы.
Шаг 3. Широкими штрихами мелка заполняем объем намеченной формы. Постарайтесь не перегрузить работу тоном. Широкие штрихи проводим боковой стороной угля.
Рисунок мумииВ предыдущих упражнениях мы видели трехмерную форму, а создавали плоскостное изображение. По инерции хочется передать только характер движения натуры. Однако помимо внешних черт, мы ясно ощущаем ее объем и вес. Нам необходимо показать, каким образом объекты занимают объем в пространстве и представляются тяжелыми или легкими. Условно это упражнение можно назвать зарисовкой, как бы "обвязывающей" форму человека. Она выполняется мягким графитом на половинке листа бумаги. Попросите друзей попозировать в течение 5 или 10 минут или порисуйте со слепков. Желательно натуру видеть полностью. Начните с наброска движения. А теперь представьте, что вместо графита у вас в руках клубок пряжи и вы обворачиваете ею натурщика. Мумия - вот образ, который,очевидно, сразу придет в голову.
Шаг1.
Сделайте обобщенный набросок натурщика. Прорисуйте фигуру полностью. Не заостряйте внимания на деталях.
Шаг 2. Начните "обвязывать" фигуру, окружая формы, как если бы линия вдруг стала нитью
Шаг 3. Продолжайте "обвязывать" различные формы натуры, определяя ее объем. Рисунок должен постепенно приобрести трехмерный вид.
Шаг 4. Завершенный рисунок должен убедительно показывать, что тело человека состоит из частей и форм, занимающих в пространстве определенный объем. В человеческой фигуре вы обнаружите круглые, цилиндрические и близкие к прямоугольным формы, в наброске должно быть видно, каким образом каждая часть располагается в пространстве.
Работа такого рода даст знание общей конструкции фигуры человека, пока без изучения довольно сложного предмета, каким является анатомия для художников. Фигуру образуют отчетливые формы; их понимание помогает рисовать человека более убедительно. Ясное представление о том, как из небольших геометрических форм складывается целое - хорошая основа для рисункапо памяти (например, в карикатуре).
Вес и масса: Рисунок I.Вес и масса: Рисунок I. Работа начинается на основе уже знакомых концепций и одной новой. Этюд должен быть завершен за 10 минут. Первый шаг - это набросок характера действия, выполненный мягким черным литографским мелком или жирным черным мелом на половине стандартного листа белой бумаги. Второй шаг - как в предыдущем упражнении: представьте, чтовы как бы "обвязываете" фигуру пряжей, придавая наброску ощущение объема. Вам станет еще легче работать, если вы мысленно представите, что лепите фигуру из глины. Продолжайте рисовать живо и энергично. Там, где натура кажется тяжелее и объемнее, линии прокладываем чаще, и получаем более густыетона. Воображение должно сыграть свою роль - представьте, что вы - скульптор, работающий с глиной, где глина - ваш карандаш. Глины нужно больше там, где формы крупнее; и совсем немного, где объект смотрится меньше. Рисуйте тверже и темнее там, где натура весомее иоблегчайте рисунок, где она, кажется легче. Шаг1. Начинаем с обобщенного наброска силуэта движения. Старайтесь сделать фигуру крупнее, компонуя во всю площадь листа. Шаг 2. "Обвязываем" фигуру так же, как в предыдущих упражнениях. По мере проявления объема следим за эффектом пространства в наброске.
ШагЗ. Рисуйте в той же свободной манере. Там, где объект тяжелее, работайте больше, а где он кажется менее весомым - полегче. Шаг4. Совершенствуйте малые формы. : Сила тона карандаша взавершенной вещи будет соответствовать действительному распределению массы натуры.
Рисунок"массы"демонстрирует объем и вес. Рисунок "мумии" выражает округлость формы.
Вес и масса: Рисунок IIВес и масса: Рисунок II. Представление о фигуре как совокупности объема и массы научит верному пониманию ее. Для выполнения упражнения возьмите пол листа белой бумаги, карандаш Ebоnу (черное дерево), графит, черный литографский карандаш и маркер черного цвета. На каждый рисунок следует потратить от 15 до 30 минут. Рисунок человека требует интуитивного понимания его структуры. Существует множество изданий, касающихся механизма действия человеческого тела и его анатомии. Эти книги очень помогают художнику. Тем неменее, знаниям, полученным посредством наброска движения и рисунка с целью передачи объема и веса, адекватную замену найти невозможно. Шаг 1. Начинайте с наброска. Пытайтесь уловить само действие. Найдите самые характерные, сильные линии в расположении массы тела. Шаг 2. Уточните формы тела и наметьте объем его составляющих.
Шаг З. Начинайте материализовать объем. Упорней и дольше рисуйте там, где тело массивнее, тяжелее и плотнее. Законченный этюд даст хорошее представление о составляющих массы тела.
Набросок, отражающий вес и массу натуры, можно сделать целым рядом материалов.
|