Кое-что о компьютерной графике
Новая моя работа!
Меню сайта
Профиль
Четверг
25.04.2024
11:26


Поиск
Новое на форуме
  • Lineage 2 Gracia Epilogue PvP Wars - взрыв в мире Lineage II (1)

  • 3d modeling services (0)

  • Группы пользователей (1)

  • Проект vLineAge2.ru приглашает Вас 19.10.2012 в 19.00 мск! (0)

  • vLineAge.ru приглашает Вас 19.10.2012 в 19.00 мск! (0)

  • Мои сайты
  • All-Art.do.am - все об искусстве! Стили, направления, художники, иконопись и т.д.

  • Best-Art - Галерея творческих работ наших современников.

  • Галерея иконописи и убранств храмов

  • Величайшие художники ХХ века

  • Галерея мировых шедевров

  • Очень важно!
    При использовании материалов моего сайта, большая просьба не забывать указывать ссылки на авторов уроков, а также и на мой сайт, где вы это и взяли.

    Главная » Статьи » Уроки рисования » Общие понятия

    Материалы и способы их применения. Часть 1.

    МАТЕРИАЛЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

    Прежде всего на чем и чем рисовать? В основном это бумага и карандаш. Но бумага может обладать различными свойствами. Например, бумага плохих сортов, изготовляемая из древесины, непригодна для серьезной работы — она быстро желтеет и темнеет от света, ее поверхность непрочна и не выдерживает продолжительной работы. О длительной сохранности рисунка на этой бумаге не может быть и речи. К лучшим сортам, пригодным для рисования, относятся ватман (очень плотная и зернистая бумага), полуватман, некоторые сорта рисовальной и чертежной бумаги.

    Карандаши (от тюркского kara — черный и tas или das — камень) бывают твердыми, мягкими, глянцевитыми, матовыми, различной силы и цвета. Следует иметь карандаши различной твердости и мягкости («Кохинор» от В до 5В, «Конструктор», начиная с М до 5М, «Пионер» фабрики имени Красина от М до 5М, этой же фабрики «Школьный» от № 1 до № 3). Номера указывают степень мягкости карандаша: В (М) — менее мягкий, 5В (5М) — очень мягкий, № 1 мягче № 3.

    Графитный карандаш является наиболее распространенным материалом для учебных рисунков. Он хорошо держится на бумаге и легко поддается стиранию резинкой. Острием графита можно давать тончайшую линию, а его боковой, специально отточенной поверхностью — живой, пространственный штрих. Приступающий к работе должен прежде всего усвоить, что рисунок следует вести очень легко, не нажимом, а касанием карандаша, не продавливая бумаги. Этим способом рисования сохраняется поверхность и фактура бумаги, что придает свежесть и прозрачность рисунку и избавляет его от затертости и неряшливости в исполнении.

    В этих же целях, исправляя рисунок, не следует злоупотреблять резинкой, размазывая и втирая карандаш в бумагу. Штрихи карандаша, легко лежащие на поверхности, свободно убираются легким касанием резинки или снимки (Снимкой (или клячкой) называют мягкую серую резинку, применяемую для исправления рисунка).

    Графитные карандаши хороши для детальных альбомных зарисовок. В длительных рисунках, когда приходится прорисовывать по нескольку раз одно и то же место или оттушевывать тени, появляется блеск, что придает рисунку пестрый неприятный характер.

    Необходимо заметить, что этот недостаток графитного карандаша совершенно отсутствует в так называемом итальянском карандаше, обладающем большой силой и отсутствием глянцевитости. Обычно этим карандашом, приготовленным из порошка жженой кости и растительного клея, выполнялись наиболее проработанные рисунки во всех итальянских школах и академиях.

    В настоящее время итальянские карандаши заменяют до некоторой степени карандаши «Ретушь» № 1 и № 2. Фабрикой имени Сакко и Ванцетти выпускаются карандаши «Негро», напоминающие итальянские, но, к сожалению, дающие жирный и блестящий штрих. Идеалом выразительного карандашного штриха можно считать римские рисунки Александра Иванова (рис. 17).

    Рис. 17. А. А. Иванов. Натурщик. 1830-е — начало 1840-х годов. Итальянский и графитный карандаши

    Одним из лучших рисовальных материалов, особенно для выполнения тональных и подготовительных рисунков, является обожженный уголь. Он изготовляется из различных древесных пород. Степень мягкости угля обусловливается обжигом и породой дерева.

    В зависимости от характера заточки угля им можно проводить и тонкие, четкие линии и закрывать целые поверхности, поэтому техника работы углем разнообразна. Она может носить и графический, и живописный характер. Уголь — чрезвычайно податливый материал, отличающийся своей красивой фактурой.

    Существует большое количество первоклассных законченных произведений, выполненных техникой угля. Например, работы И. И. Шишкина, К. Я. Крыжицкого и особенно портретные работы И. Е. Репина и В. А. Серова.

    Рис. 18. И. Е. Репин. Портрет Элеоноры Дузе. 1891. Уголь

    Портрет Элеоноры Дузе (рис. 18), сделанный Репиным углем на холсте, по своей выразительности и красоте не уступит лучшим живописным портретам его кисти. К этой же категории рисунков, сделанных также углем, можно отнести выполненные Серовым портреты И. С. Остроухова, К. М. Тенишевой, П. П. Семенова-Тян-Шанского (рис. 19), его же автопортрет и другие. Из больших работ Серова углем следует упомянуть портрет Ф. И. Шаляпина.

    Рис. 19. В. А. Серов. Портрет П. П. Семенова-Тян-Шанского. 1905. Уголь, цветной карандаш

    Уголь применяется в подготовительных работах к живописи: как к портрету, так и к композициям. Очень показателен большой угольный рисунок П. И. Щербатовой, выполненный Серовым.

    Валентин Серов. Набросок к портрету П.И.Щербатовой, 1911

    Он является подготовкой к большому портрету. Смерть художника прервала его труд в начальной стадии, которая поясняла нам значение подготовительного рисунка в композиционных портретах мастера.

    В больших композициях уголь дает возможность быстро закрывать большие пространства холста и благодаря своей легкости и подвижности хорошо поддается обработке. Чтобы вполне оценить значение этого материала в руках опытного и талантливого мастера, следует вспомнить рассказ Репина в книге «Далекое близкое», где говорится о том, как он пользовался подготовкой углем в работе над своей конкурсной картиной «Воскрешение дочери Иаира».

    Рисунки Гольбейна Младшего (рис. 20), Энгра, В. А. Серова, Д. Н. Кардовского свидетельствуют о возможности применения угля для выполнения тончайших рисунков.

    Рис. 20. Гольбейн Младший. Портрет Ричарда Соутвела. 1533. Уголь, сангина, итальянский карандаш, акварель, черная тушь, перо

    Чинить уголь можно, как карандаш, и работать, пользуясь карандашной техникой тушевки. Можно обрабатывать конец угля при помощи кусочка наждачной бумаги, прикрепленной к рисовальному планшету, и работать широким штрихом, нажимая сильнее в темных местах и ослабляя нажим в светлых. Проложив таким способом светотень большой формы, следует взять мякиш белого хлеба для более детальной проработки света. Растушевкой (Растушевка (или растушка) применяется при рисовании карандашом или углем. Она бывает замшевой (мягкой) или бумажной (более твердой) и имеет вид скрученной из замши или бумаги палочки с заостренным концом) или щетинной кистью облегчить рефлексы и переходные полутона.

    Хлеб берется свежий, нежирный. Он мнется между пальцами, пока не превратится в тестовидную массу. Вместо хлеба можно употреблять снимку. Она не сохнет, как хлеб, она мягка, податлива и свободно снимает уголь с бумаги.

    При отсутствии растушевки для получения полутона иногда пользуются пальцем (если он не влажен). Тогда в зависимости от степени нажима можно получать различной силы полутона, а также смягчить резкости в рисунке. Таким образом, пользуясь углем, растушевкой, хлебом и снимкой, следует постепенно уточнять намеченный заранее объем предмета и, переходя от общего к деталям, завершать рисунок передачей общего впечатления от натуры.

    Кроме древесного угля, получаемого в результате обжигания, применяется прессованный уголь, изготовляемый из угольного порошка в соединении с растительным клеем. Он значительно жирнее и чернее древесного угля, хорошо ложится на шероховатую поверхность бумаги, дает при растирке красивые переходы от тени к свету.

    Несмотря на преимущества угольной техники, ее все же нельзя рекомендовать неопытным рисовальщикам. Красивая фактура угля, легкость исправления ошибок невольно толкают на безответственное отношение к работе («это пока, потом исправлю...»).

    Толщина угля и неумение пользоваться им затрудняют работу над деталями, и поэтому очень трудно выбраться из стадии грубого, первоначального обозначения предмета.

    Для рисования углем в настоящее время лучше пользоваться плотными сортами шероховатой бумаги, а также серой оберточной бумагой и различными сортами афишной.

    Очень часто для определения светлых мест в рисунке на серой бумаге используют мел. Это можно видеть в портрете П. П. Семенова-Тян-Шанского работы Серова (см. рис. 19 выше). Но применять мел следует с большой осторожностью. Стремление любителей-художников к этому эффектному способу рисования настолько велико, что приходится серьезно предостеречь их от такого приема. В большинстве случаев начинающий художник увлекается получающимся контрастом между углем и мелом и злоупотребляет последним. Необходимо помнить, что мел, а также белила по существу своему всегда одной силы и поэтому не могут быть использованы в построении тональной гаммы. Куда бы ни были положены белила, они всегда остаются в одной силе. При потемневшей со временем бумаге они выпадают из общего тона.

    Рисование на серой бумаге без мела возможно, но так как серый цвет бумаги будет изображать свет, то и весь тональный диапазон должен уменьшиться.

    Если затонировать бумагу самому, покрыв ее при помощи большой плоской кисти разведенным в воде соусом (Соус — материал для риаования. Имеет вид толстых цилиндрических палочек, спрессованных из мелкого и мягкого порошка — древесной сажи или угля с добавлением клея), крепким чаем или кофе, то перед рисующим открываются новые возможности трактовки натуры. Нужно иметь в виду, что тонированная бумага легко поддается резинке. Силу тона, наносимого на бумагу, подскажет среда, в которой находятся изображаемые предметы.

    Работа соусом ведется сухим или мокрым способом. Иногда он наносится на бумагу с помощью тряпки или растушки (сухой соус). Можно растворить соус в воде и выполнять рисунок при помощи кисти (мокрый соус). Соус легко поддается стиранию резинкой.

    На такой тонированной бумаге рисунок до последнего момента ведут карандашом или углем, не прибегая ни к резинке, ни к предельной силе карандаша. На последнем этапе рисования, когда выявляются в основном общий свет, тени и полутона, следует твердой резинкой проработать самые светлые места, помня, что (в противоположность однотонному мелу) карандаш имеет возможность придавать светлым местам различные тональные оттенки. Одновременно с этим оставшейся «в запасе» силой карандаша подчеркнуть первопланные контуры и характерные места натуры.

    Мягкий жирный карандаш в виде палочек, так называемые сангина (красная) (Сангина (от французского слова sanguine; по-латыни sanguineus — кровавый) — материал, применяемый в рисовании начиная с эпохи Возрождения. Существует в натуральном виде и приготовляется искусственно. Имеет различные оттенки красного — от мутного до красно-коричневого. Наносится «штрихом» или «в ра-стушку», что позволяет добиться разнообразия в тоне) и бистр (коричневый) (Бистр (от французского bistre) — прозрачная краска с коричневым оттенком. Приготовляется из древесной сажи и растворимого в воде клея. Работа ведется пером и кистью. Бистр получил большое распространение у европейских художников XV—XVII веков. В настоящее время почти не употребляется) — прекрасный материал, но только в опытных, руках. Он легко стирается, создавая постепенные переходы из тона в тон. Его недостаток — ограниченность гаммы и недостаточная глубина теней.

    Очень часто применяется смешанная техника рисования. В портрете Ричарда Соутвела, выполненном Гольбейном, применен и итальянский карандаш, и цветные карандаши, и акварель, и черная тушь, и перо, и сангина, и уголь.

    Свойства каждого материала должны умело использоваться художником. Нет смысла делать альбомные зарисовки или большой рисунок выполнять остро подточенным карандашом. Сангиной не следует пытаться передавать глубокую светотень или приступать к рисунку, требующему широкого тонального масштаба. Мягкие карандаши — «Кохинор», «Ретушь», «Негро» — хороши для работы над классным рисунком; твердый графитный отточенный карандаш предназначается для мелких альбомных рисунков, штриховых рисунков, тонких деталей и т. д.

    Поверхность бумаги должна соответствовать данному материалу: гладкая для карандаша, шероховатая для угля и средняя для мягких карандашей и сангины.

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ.

    Для организованной группы, желающей заниматься рисованием и имеющей специальное помещение (при школе, клубе, заводе), можно рекомендовать ряд условий, содействующих нормальной работе. Окна помещения по возможности должны выходить на север, чтобы солнечные лучи не нарушали тональных отношений модели, не попадали на рисунок и в глаза работающим. Если окна выходят на солнечную сторону, их следует заклеивать калькой, папиросной бумагой или повесить белые занавески из легкого материала.

    Стены приспособленного для студии помещения рекомендуется окрасить в светло-серый цвет, потолок должен быть белым, облегчающим темные тени предметов мягким отраженным светом. Для вечерних занятий необходимо иметь общее освещение и специальные лампы со щитками, регулирующими свет (рис. 21, 22).

    Рис. 21. Специальная лампа с рефлектором, регулирующим свет











    Рис. 22. Специальная лампа со щитами, регулирующими свет

    При дневном освещении натура ставится с таким расчетом, чтобы она освещалась сильным боковым или верхним светом, четко выявляющим форму предмета. Вечерний (искусственный) свет дает большую возможность ставить различные светотеневые и тональные задачи. Для этого пользуются электрическими переносными лампами — соффитами.

    В работе необходимы также подставки: большая деревянная, площадью примерно 1X1 ж и высотой 0,5 м — для живой натуры (рис. 23), столик высотой 60—70 см от пола — для натюрмортов (рис. 24). Отдельные орнаменты и гипсовые детали в случае отсутствия специальных подставок можно подвешивать прямо на стены помещения. Нужно иметь и табуретки различной высоты.

    Рис. 23. Подставка для модели

    Рис. 24. Столик для натюрморта.

    Рисующим следует научиться для длительного рисунка натягивать бумагу на специальных планшетах, которые потом закрепляются на мольбертах (рис. 25, 26).
















    Рис. 25. Мольберт для рисования стоя             Рис. 26. Мольберт для рисования сидя

    С этой целью подготовляется легкий подрамок немного меньше размера имеющегося листа (пол-листа ватмана). На подрамок аккуратно наколачивается такого же размера гладкая фанера. При надобности она тщательно обрабатывается наждаком и пемзой. Можно пользоваться также чертежной доской.

    Приготовленная бумага — по размеру немного больше планшета — загибается по его краям, образуя нечто вроде «корытца». В это «корытце», стараясь не замочить загнутые края, наливают немного воды и при помощи кисти или куска ваты равномерно покрывают всю поверхность бумаги. После того как вода впиталась в бумагу, планшет вкладывают в «корытце», сухие загнутые края которого смазываются крепким столярным клеем и приклеиваются к боковым сторонам планшета. Наклеивая края, следует подтягивать бумагу и следить за тем, чтобы под ней не осталось воздуха. Если после высыхания образуются вздутия, их следует слегка смочить и дать просохнуть.

    Каждому занимающемуся рисованием необходимо иметь альбом с приделанным к нему футлярчиком для карандаша. Такой альбом должен быть постоянным спутником художника.

    Выбирать место по отношению к модели необходимо такое, чтобы глаз охватывал всю модель целиком и одновременно мог полностью видеть рисунок. Для этого подставки и мольберты должны располагаться на линии радиуса по отношению к модели. Передние места, как правило, уступают рисующим сидя. Минимальное расстояние от модели определяется трехкратным ее размером, а расстояние от глаза до своего рисунка должно быть не меньше длины вытянутой руки.

    Возможность видеть в продолжение всей работы свой рисунок, целиком и постоянно сравнивать его с моделью зависит не только от выбранного места, но и от постановки кисти руки и всей фигуры рисующего. Для этого приходится отучаться держать карандаш как ручку с пером, что совершенно не соответствует работе на почти вертикальной поверхности. Помимо этого, лежащая на рисунке рука не только размазывает его, но и не позволяет видеть всего нарисованного. Во избежание этого рука с карандашом должна свободно протягиваться к рисунку, прикасаясь к поверхности его только карандашом (рис. 27).

    Рис. 27. Как держать карандаш

    Протянутая рука, держащая карандаш в некотором удалении от его кончика, удерживает рисующего на нужном расстоянии от работы.

    Рисуя таким образом, он избавляется от лишних движений головой и туловищем, сохраняет одну точку зрения, что дает ему возможность непосредственно сравнивать рисунок с натурой и более точно рисовать. Избегайте касания рисунка всей рукой; в некоторых случаях возможен упор на кончики мизинца и безымянного пальца.

    При этих условиях путем систематической работы можно овладеть профессиональной грамотой рисунка.


    Вставьте анонс материала в свой блог — скопируйте готовый код из окна ниже:

    В вашем блоге анонс будет выглядеть вот так:

    Материалы и способы их применения. Часть 1.

    Прежде всего на чем и чем рисовать? В основном это бумага и карандаш. Но бумага может обладать различными свойствами. Например, бумага плохих сортов, изготовляемая из древесины, непригодна для серьезной работы — она быстро желтеет и темнеет от света, ее поверхность непрочна и не выдерживает продолжительной работы.

    Рекомендую еще уроки:


    Категория: Общие понятия | Добавил: Tatyana_Art (19.07.2009)
    Просмотров: 12568 | Теги: растушевка, уголь, бумага, соус, сангина, Ретуш, мел, графитный, материалы, Карандаш | Рейтинг: 3.7/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Язык сайта
    Выбрать язык / Choose language:
    Ukranian
    English
    French
    German
    Japanese
    Italian
    Portuguese
    Spanish
    Danish
    Chinese
    Korean
    Arabic
    Czech
    Estonian
    Belarusian
    Latvian
    Greek
    Finnish
    Serbian
    Bulgarian
    Turkish
    Наш опрос
    Ваше предпочтение?
    Всего ответов: 451
    Рассылка на E-mail
    Рассылка на E-mail

    rss2email
    Случайные работы из галереи
    Наша ссылка:

    Tatyana-Art.ucoz.com
    Разместите наш баннер
    Tatyana_Art - Кое-что о компьютерной графике.
    у себя на сайте

    Копируй и вставляй.

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz



    Rambler's Top100 Регистрация в каталогах, добавить сайт 
в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, 
хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
продвижения и рекламы сайтов