РИСОВАНИЕ ГОЛОВЫНаиболее важную роль в раскрытии индивидуальных особенностей и характера человека играют два элемента его фигуры: голова и руки. Сначала давайте поговорим о голове. Если мы думаем о ком-либо, то в первую очередь почти неизменно представляем его лицо. Лицо делает человека уникальным. Лицо - такая же часть нашей индивидуальности, как наши чувства, мысли, симпатии и антипатии. Все эти качества открыто подмечаются другими, думаем ли мы, так или иначе. Функциональное значение головы человека трудно переоценить. Здесь координируются основные жизненные процессы, зрительная и слуховая функции, обоняние; здесь также находятся вкусовые рецепторы. Голова - это "кладовая" мозга, который, естественно, контролирует все действия человеческого тела. Поскольку лица обладают множеством общих черт, довольно просто расположить их по различным категориям: лицо может быть широким, узким,округлым, плоским, волевым, безвольным, красивым и уродливым. Голова и лицо образуют главный фокус внимания, а выражение лица является самым быстрым средством коммуникации. В изобразительном искусстве лицо выражает суть человеческих взаимоотношений: оно становится своего рода мостиком, соединяющим персонаж картины и человека, изучающего ее. Глаза - наиболее выразительный элемент лица. Они способны лучше всяких слов рассказать об эмоциях и настроении человека, даже вопреки его желания. Изящный изгиб бровей, их разнообразные движения вдоль верхних гребней глазных впадин играют важную роль в формировании выражения глаз и других черт, определяющих настроение человека. Хотя нос представляет собой стационарный элемент за исключением незначительной подвижной части в области хряща ноздрей, он может быть успешно использован для передачи многих человеческих характеристик и типов. Ухо представляет собой сложный элемент. Для его верного изображения требуется значительный период времени и продолжительная практика. Форма ушей отличается у людей, в основном, в верхней и нижней частях. Верхняя часть уха может напоминать высокую, почти плоскую дугу, а поворот ободка может быть широким или узким. Нижняя часть уха образует мочку или может присоединяться к шее без таковой. Ухо часто сравнивают с морской раковиной благодаря его завиткам и изгибам. Наряду с глазами, рот также наиболее выразительный элемент лица. Когда рот неподвижен, его форма может быть довольно легко изучена. Рот в движении может передавать много эмоций. Слегка приподнятые в кончиках губы обозначают хорошее настроение, радость. Когда кончики губ опущены, - это признак меланхолии или плохого настроения. Они могут передавать состояние решимости или неопределенности и без единого слова выражать призыв к поцелую или демонстрировать отвращение. Узкая и широкая форма рта в зависимости от пропорций лица могут быть привлекательными. Очертания и мужского, и женского ртов, кроме этого, выявляют черты-характера: широкий рот - обычно признак щедрой и дружелюбной натуры, тонкий - малодушной и слабой. Эти заключения, возможно, не всегда соответствуют действительности, но в изобразительном искусстве именно так передаются свойства характера. Подбородок оказывает заметный эффект на характер лица. Если он выдвинут вперед и четко очерчен, это выражает решительность и даже агрессивность натуры. Когда же он не выделен, это означает недостаток силы. Рисунок подбородка женского лица предполагает более округлую форму. Хорошо выделенный, крупный подбородок более характерен для мужчины. Наконец, обратите внимание на соотношения головы и рук. Посмотрите на свое отражение в зеркале - попробуйте нахмуриться, затем улыбнуться, рассмеяться, изобразить хитрость, злобу, придать лицу радостный и счастливый вид и т.д. Постарайтесь пережить эти эмоции и обратите внимание на то, что происходит с вашими руками. Вы обнаружите, что и руки непроизвольно "переживают" те же чувства. Например, вы не сможете по-настоящему разозлиться, не сжав при этом кулаки или почувствовать себя отдохнувшим, если руки не отдыхали. Вид спереди Шаг 1. Голова имеет форму сферы, напоминающей яйцо - нижняя часть лица более узкая. Она соединена с туловищем посредством шеи, которая представляет собой короткий цилиндр. Центральные вертикальные и горизонтальные линии служат ориентиром для расположения элементов лица.
Шаг 2. Глаза расположены на центральной горизонтальной линии, брови- на другой линии чуть выше. Нос располагается, начиная от этой линии в направлении подбородка на половину расстояния от него до линии глаз. Верхние точки ушей находятся на линии бровей, нижние точки - на уровне основания носа.
Шаг З. Глаза "утоплены" под линией бровей. Нос имеет форму клина с плоскостями. Яйцевидная форма головы была модифицирована с тем,чтобы показать боковые плоскости лица.
Вид сбокуШаг 1. По сравнению с фронтальным положением, в данном случае, форма головы шире в верхней части и уже в нижней. Заметьте, что яйцевидная форма наклонена, что демонстрирует диагональная линия. Шея расположена ближе к задней части головы и наклонена вперед.
Шаг 2. Нос и брови расположены так, как описано слева. Ухо находится чуть дальше центральной линии головы в направлении затылочной части. Его верхняя точка расположена на одном уровне с линией бровей, нижняя - с основанием носа. Рот обозначен двумя линиями; одной линией показан разрез губ,другая линия указывает нижнюю часть нижней губы
Шаг З. Линия скул проходит от уха вниз. Нос и уши имеют объемные формы.
Голова человека: набросокРаботу над наброском головы следует начинать с определенияпропорций. Для того, чтобы показать овальную форму головы и расположить все части в точных соотношениях между собой, сначала разделим эту форму на четыре равные части — от верхней ее точки до линии волос (первая четверть), лоб (вторая четверть), от линии глаз до ноздрей (третья четверть) и до линии подбородка (четвертая четверть). Затем проведите линию вниз по центру формы от верхней точки головы до нижней. Теперь нарисуйте глаза на центральной горизонтальной линии по обе стороны носа. Расстояние между глазами должно равняться длине одного глаза. Высота уха почти равна длине носа; ухо и нос расположены на одной линии. Когда голова развернута в профиль, ухо находится чуть выше середины шеи, нижняя точка нижней губы — посередине, между нижней границей носа и подбородком. Верхняя точка носа находится у верхнего глазного века. Ширина носа в области ноздрей равна ширине глаза. В профиль расстояние от кончика носа до места соединения ноздрей и щеки приблизительно равно ширине глаза. Расстояние от подбородка до гортани равно расстоянию между линией рта и нижней границей подбородка. Набросок — будь то элементы лица, плоскостей и форм, или позы фигуры — выполняется в легких линиях, чтобы их можно было стереть, когда вы перейдете к заключительной стадии работы. Рисунок головы: упражненияРисунок головы можно начинать с полезного и наглядного упражнения — выберите фотографию головы человека, сделанную на уровне глаз воспользуйтесь ей в качестве вспомогательного материала — как показано выше. Для этой цели вполне подойдет фото из газет. Положите на фотографию лист кальки и нарисуйте на нем внешние очертания черепа и нанесите линии пропорций. Вы будете несколько удивлены, обнаружив, что для проведения подобных измерений подойдет практически любая формы головы (за исключением случаев искажений на фотографии) и насколько неуловимы и изысканы черты лица,выделяющие каждого человека как индивида. Сделайте набросок овала яйцевидной формы и разделите ее пополам в вертикальном и горизонтальном направлениях. Затем обе половины делятся еще раз пополам в горизонтальном направлении - мы получим четыре равных сегмента. Глаза расположены на центральной линии, брови - на расстоянии в четверть выше уровня глаз, рот - на расстоянии одной трети пространства между линиями носа и подбородка. Линия волосяного покрова головы проходит в верхнем сегменте. Рассматриваемый в профиль овал лица наклонен, и ухо расположено ниже центральной линии - как изображено на рисунке. Детали лица находятся на одних и тех же параллельных линиях. Когда голова повернута в сторону, расположение деталей лица можно определить с помощью тех же разделительных линий. Фронтальная линия уха обуславливает местоположение линии скул.
Различные положения головыМы показали как выполняется набросок головы и деталей лица в нескольких простейших ракурсах. В действительности, голова человека довольно редко занимает такие «прямолинейные» положения. Она обычно наклонена в ту или другую сторону; человек может смотреть вниз или вверх и поворачивать голову в различные стороны. Если вы рисуете голову в наклонном положении, нельзя пользоваться той же практикой измерений и определения расположения деталей лица, примененной в зарисовке лица в фас или профиль. Нам придется положитьсяна зрение, чтобы выполнить точный рисунок. Рисунки иллюстрируют суть проблемы. Первое, что привлечет внимание в этих набросках —«линии измерений» стали кривыми или эллипсовидными по мере их движения вокруг объемной формы головы. Хороший способ изучения влияния наклона на расположения деталей — нарисовать их и детали лица на скорлупе обычного яйца, как показано в верхней части страницы. Прослеживая расположение линий после наклонов сделанного макета, и выполнив большое число набросков, подобных приводимым ниже, вы научитесь правильно рисовать все детали головы. Помните об объемности формы, рисуйте пространственно, «насквозь» и доводите конструктивные линии полностью вокруг нее — это необходимо для верного понимания происходящих изменений на скрытой стороне формы (равно как и на ближней к вам стороне). Таким образом, вы сможете точно распределить различные части и плоскости головы. На нижних рисунках вы видите, что линии имеют тенденцию опускаться ниже центральной точки лица. Эти линии способствуют верному расположению деталей, под одним и тем же углом наклона. Они придают необходимую глубину изображению носа и нижней части подбородка. Набросок этих линий не всегда бывает обязателен на практике, но вы должны, по крайней мере, уметь мысленно представлять их расположение на форме Когда голова наклонена, вспомогательные линии, уходящие за ее видимый участок, становятся эллипсами. Представьте, как центральная линия проходит по поверхности лба, носа, губ и подбородка. Вид спереди. Если смотреть на голову выше или ниже уровня глаз, горизонтальные линии измерений становятся кривыми и эллипсами. Разделенные сегменты не смотрятся равными
Вид в три четверти поворота. В данном случае, центральная вертикальная линия не прямая, она появляется и исчезает в зависимости от формы деталей
Рисунок головы. Полезные советыВ этой части мы покажем примеры решения наиболее часто встречающихся проблем в изображении головы. В каждом случае решение было найдено: - после определения направления наклона головы и ее элементов;
- после определения верного соотношения между деталями ипонимания объемности их форм;
- после пространственной прорисовки «насквозь».
В этом положении детали лица «проходят» вокруг головы и исчезают. Центральная вертикаль и боковая вспомогательная линия пересекаются в верхней, центральной точке черепа. Обе линии пересекает линия бровей, проведенная вокруг головы для точного расположения уха и носа. Когда голова наклонена или обозревается снизу, делайте основной акцент на нижних плоскостях формы, чтобы безошибочно показать угол. Заметьте, что нос скрывает один глаз и большую часть глазной впадины. Лоб скрывает глаза и часть носа; нос закрывает часть рта. Если голова запрокинута назад, мы видим лишь небольшие участки черепа выше уха и бровей. При таком расположении головы кончик носа скрывает большую часть левого глаза модели. При таком наклоне головы, пользуйтесь центральной линией, чтобы верно передать объем и соотношение между элементами.
Верно определите расположение всей формы уха, даже если большая его часть на завершенном рисунке будет не видна Сравните эти два вида. Обратите внимание, что на правом рисунке элементы лица уходят из зоны обзора при дальнейшем повороте головы. Не забывайте, что в работе над рисунком невидимые и скрытые части натуры важны не менее видимых!
Если изображение носа правильно, то легче определить расположение глазных впадин. Кривые линии разметки глаз и рта проходят вокруг формы головы
Плоскости головыНа ранних стадиях занятий рисунком вы должны научиться мысленно представлять все плоскости, образующие форму головы, несмотря на то, что в зависимости от угла обзора лишь некоторые из них будут видимыми. Правильное понимание плоскостной структуры поможет решить три важные задачи, составляющие основу мастерски выполненного портрета: - Движение головы;
- Основы ее конструкции;
- Характер и тип человека, над портретом которого вы работаете.
Форму головы образуют шесть плоскостей; пять из них можно увидеть. Это верхняя, фронтальная, задняя и боковые плоскости; шестая и последняя плоскость скрыта на участке шеи и гортани, ее составляет нижняя поверхность челюсти: она практически неосязаема Наиболее простая форма головы образована шестью основными плоскостями, напоминающими плоскости короба. Основные плоскости формируются контурами черепа и деталей лица. При ближайшем рассмотрении профиля головы можно заметить, что ее боковая сторона представляет собой единственную крупную плоскость — на всем протяжении она остается практически неизменной. Художник должен изображать небольшие детали лица, учитывая направления основных плоскостей головы.
Практикуйтесь в изображении плоскостейПосле определения пропорций, нарисуйте фронтальный вид головы мужчины с приведенной ниже фотографии. Основывайте рисунок на стилизованной структуре гипсовой головы. Хотя плоскости представлены в упрощенном виде и кажутся неестественными, они дают ясную картину основных форм. Когда вы смотрите на чье-либо лицо, эти плоскости иногда незаметны, но они существуют. Сравните упрощенную форму гипсовой головы с формой головы модели справа. Найдите основные плоскости головы модели. На этом наброске основные плоскости головы были определены и усовершенствованы для того, чтобы точнее передать детали лица модели. В данном рисунке основной акцент сделан на разделении плоскостей. Заметьте, каквозникает ощущение глубины и объема формы.
Индивидуальные различияДо сих пор нас интересовал конструктивный рисунок головы в различных положениях. Теперь приступим к созданию различных человеческих типов. Наброски на этих страницах отличаются от обсужденного ранее простейшего рисунка. Однако, структура каждого из них основана именно напростейших формах.
Здесь вы видите стадии развития рисунка головы. В действительности, каждая стадия не даст отдельного законченного наброска, но каждый последующий набросок станет усовершенствованным продолжением предыдущего. Хорошо выполненный рисунок головы требует практики. Но следует помнить, что чем больше набросков вы сделаете, тем более отточенным станет ваше мастерство, тем больше шансов на успех. Теперь приступаем к изображению более интересных персонажей. По мере работы будем использовать одни и те же конструктивные приемы, но меняя пропорции индивидуальных деталей. В данном примере мы изображаем нижнюю губу натурщика более крупной, а нос — более длинным. Изображая голову этой молодой женщины, придаем ее чертам мягкость; образуем арку бровей. Шея слегка наклонена и выглядит довольно изящно. Не увлекайтесь чрезмерно деталями. Нередко то, что остается «недосказанным» одинаково важно. Пропорции головы ребенка отличаются от пропорций головы взрослого, хотя принципы построения остаются неизменными. Пользуйтесь вертикальной и горизонтальной линиями, чтобы верно расположить детали. |