Кое-что о компьютерной графике
Новая моя работа!
Меню сайта
Профиль
Четверг
21.11.2024
19:11


Поиск
Новое на форуме
  • Lineage 2 Gracia Epilogue PvP Wars - взрыв в мире Lineage II (1)

  • 3d modeling services (0)

  • Группы пользователей (1)

  • Проект vLineAge2.ru приглашает Вас 19.10.2012 в 19.00 мск! (0)

  • vLineAge.ru приглашает Вас 19.10.2012 в 19.00 мск! (0)

  • Мои сайты
  • All-Art.do.am - все об искусстве! Стили, направления, художники, иконопись и т.д.

  • Best-Art - Галерея творческих работ наших современников.

  • Галерея иконописи и убранств храмов

  • Величайшие художники ХХ века

  • Галерея мировых шедевров

  • Очень важно!
    При использовании материалов моего сайта, большая просьба не забывать указывать ссылки на авторов уроков, а также и на мой сайт, где вы это и взяли.

    Главная » Статьи » Уроки рисования » Общие понятия

    Умение видеть.

    Умение видеть

    Всех одаренных рисовальщиков объединяет то, что они обладаютпрактически безошибочно верным глазом. Однажды мы были в мастерской одногоиллюстратора, известного своими виртуозными навыками в рисовании. Он работал снатуры. Сперва он пометил лист сверху, затем - в самой нижней его части и,начав рисовать с головы от верхней отметки, очень быстро спустился вниз,изобразив большой палец ступни прямо на нижней отметке. Конечно же,все, что оннарисовал, было безукоризненно точно. Конечно, это мастерство описать просто,но достичь до отчаяния трудно. Другой художник, одаренный еще более яркимталантом, пишет стремительные, сложные пассажи почти не отрывая от бумаги уголь.Одной-единственной линией он может прорисовать бедро натурщика, затем, повторяяизгибы мускулов и выступы костей, в целом ногу; после чего приступить кизображению второй ноги, пересекающей первую, и двигаться дальше вверх - и всеэто с ювелирной точностью.

    Насколько вдохновляющим является подобное мастерство,настолько же для каждого из нас должно быть очевидно, что глаз и руку можнотренировать и добиваться отличных результатов, с той же грациозностьюисполнения и напряжением, свойственными большинству талантливых художников. Посути, создание верных пропорций - это аспект рисования, совершенствуемый впроцессе практики и тренировки. Пропорции - это отношения частей между собой ивсех элементов к целому. Хотя правильные пропорции - требование любой практикирисования, в рисунке человека точность является главнейшим качеством. Зрителиобычно чувствуют гармонию форм интуитивно. Пропорции - это область творчества,где каждый считает себя достаточно компетентным критиком: "Очень удачныйрисунок... Только вот чего-то не хватает...". Неверные пропорции мешаютвосприятию других достоинств рисунка. Когда же они верны, этого почти никто незамечает - вот к чему следует стремиться.

    В данной главе вы узнаете о трех простых способах проведениязамеров. При этом инструмент для рисования станет основным элементом методики,названной английским словом "sighting" (визирование).

    Поскольку мы знаем, что голова находится выше плеч, намхочется изображать ее именно так. Верноевидение предполагает забвение логики; нужно "прислушиваться" к тому,что "подсказывает" наш глаз.

    Чтобы показать непосредственные преимущества визирования,одну студентку как-то попросили сделать контурный рисунок с натуры. Врезультате появился эскиз. После того, как ей объяснили принципы этой методики- а именно поиск средней точки (линии) - ее попросили сделать еще одиннабросок. Разница оказалась заметной. В первом случае, торс натуры получилсянеестественно вытянутым, а ноги - коротковатыми. На втором рисунке пропорцииверны, да и поза натурщика более естественна.

    Этот рисунок выполнен без визирования. Обратите внимание наискаженное изображение ног и выгнутую верхнюю часть торса.

    Этот рисунок выполнен той жестуденткой после того, как она нашла положение средней точки. Здесь соотношенияног и торса более убедительны, а поза кажется естественной.

    У большинства из нас довольно верный глаз - более верный,чем мы это себе представляем. Когда нужно решить, какой из двух кусков пирогабольше, ровный ли пол, пройдет ли диван сквозь дверной проем, все мы полагаемсяна глазомер. Сейчас настало время добавить несколько объективных способовизмерений.

    Расположив карандаш в руке прямо перед собой и глядя вдольнего, вы получаете действенную помощь в определении верных пропорций. Делаетсяэто так: зажимаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами,чтобы большая его часть выступала вертикально вверх, как показано на рисунке.Держим его в вытянутой руке, не сгибая локоть. Голова остается неподвижной.Закрыв один глаз, смотрим на объект вдоль вытянутой руки. Это основноеположение при визировании.

    Термин "карандаш" используется в целях упрощения:вся процедура относится в равной степени к перу, мелку или углю.

    Три стратегии визирования:

    Поиск средней точки (линии)

    Использование "уровня и отвеса"

    Проведение сравнительных измерений

    Эти исключительно полезные и разнообразные приемы приносятнадежные результаты. Вы научитесь судить о пропорциях в соответствии с вашимвидением. Конечно, предметы нам представляются такими, какие они есть,благодаря их внутренней конструктивной основе; однако поучимся рисовать то, чтовидим, а не то, что знаем. Использование методики визирования - самыйподходящий способ достижения точности рисунка.

    Для вертикальных замеров    Для горизонтальных замеров

    Замер производится с помощью большого пальца

    Взгляд через кончик карандаша

    Рука вытянута

    Локоть разогнут

    Поиск средней точки (линии)

    Представьте объект, который вы делите пополам в среднейточке (линии). Его верхняя половина должна расположиться в верхних 50% площадилиста, нижняя - соответственно в нижней части. Определение и использованиесредней точки гарантирует, что каждая половина любого объекта будетпропорциональна другой.













    Выравнивание по уровню

    Используя карандаш как инструмент плотника, вы сможете определить линии вертикального и горизонтального выравнивания и перенести их одну за другой на бумагу. Данный прием особенно полезен при передаче движения фигуры.












    Измерение величины головы для сравнения с другими элементами объекта, сравнительные измерения

    Данная стратегия основывается на том, что вы измеряетекарандашом длину одной части объекта и сравниваете ее с длиной другого. Обычноза "единицу измерения" принимают голову, сравнивая ее величину сдлиной верхней части руки или шириной плеча. Эта процедура является основойпоиска верных пропорций.











    Поиск средней точки (линии)

    Средняя точка дает возможность начать работу, уже решив главную проблему пропорций. Объект делится на две легко проверяемые половины и, что еще важнее, их легче правильно закомпоновать в листе. Эти измерения обычно проводятся на ранних стадиях, и скорее всего - однажды.

    Для установки средней точки, изучите объект (в нашем случае- это стоящая фигура). Легко и непринужденно набросайте эскиз. Он должен бытьне более, чем наброском, в котором четко обозначены границы формы. Сноваприсмотритесь к натуре и попытайтесь определить середину между верхней частьюголовы и основанием ступней. Запомните ее расположение.

    Теперь, чтобы убедиться, верно ли найдена средняя точка, проверьте с помощью карандаша. Выровняйте егокончик с верхней частью головы и расположите большой палец там, где, по-вашему,находится середина фигуры. Затем, не меняя положения большого пальца, слегкаопустите карандаш, выровняйте его кончик с той же точкой посередине ипроверьте, совпадает ли линия большого пальца с линией основания ступней. Еслиэто так, вы верно разделили фигуру пополам и можете вполне доверять своемуглазомеру. Помните также, что голову нужно держать ровно и прямо, а локоть — втаком же положении, что и в предыдущей попытке. Когда средняя точка найдена,наметьте ее на рисунке - она соответствует средней точке фигуры. Поработайтенад эскизом. Теперь вы поделили и объект, и фигуру на две легко проверяемыеполовины, установили границы рисунка и готовы к дальнейшим действиям.

    Сначала обозначьте на листе общий размер и расположениенатуры.

    Найдите среднюю точку (линию) фигуры и перенесите ее в центр рисунка.




























    Используя сравнительные измерения, проверьте, какое положение в целом (вертикальное или горизонтальное) занимает форма натуры. Как ни странно, но фигура расположена скорее горизонтально, чем вертикально. Средняя точка находится вверху, заключенной в прямоугольник формы.







    Иногда средняя точка приходится на очень удобную частьэтюда. В данном случае - это линия талии.

    Для чего нужна средняя точка (линия)?

    Одно из самых ценных преимуществ использования средней точкизаключено в том, что она способствует удачному расположению рисунка на листе.Не будь верхней и нижней отметок, не будь средней точки (линии), было бы сложновписать фигуру в лист. Средняя линия поможет решить проблему нехватки площадилиста, а также его избытка. Если, например, наметив расположение головы иверхней части туловища, вы обнаружите, что опустились ниже центральной отметкилиста, это значит, что рисунок великоват. Если,наоборот, половина рисунка -выше отметки, рисунок слишком мелкий. В любом случае, вы сможете оперативнопоправить работу.

    Конечно, иногда хочется изобразить на листе только частьфигуры или нарисовать ее небольшого размера на целом листе ватмана. Здесь такжепоможет принцип средней точки - вы сможете сделать композицию согласно замысла.Если хотите, можно использовать среднюю точку, чтобы еще раз разделить каждуюполовину объекта - для более внимательного его рассмотрения.

    Поиск средней точки (линии) возможен как в вертикальном направлении, так и погоризонтали. В данном примере средняя точка расположена у тазобедренной кости.

    Для того, чтобы наилучшим образом использовать пространстволиста, центр формы должен совпадать с центром листа.

    Набросок обрезан в области лодыжек фигуры.

    Эта фигура нарисована слишком мелко.



    Нижняя часть фигуры искажена — иначе она не уместится на бумаге.










    Выравнивание по линии – использование «уровня и отвеса»

    Правильное использование выравнивания по линии помогает "схватить" характер действия фигуры. Линия отвеса – это вертикаль, линия уровня – горизонталь. Каждый из нас при помощи представления о балансе может верно судить о том, что такое вертикальные и горизонтальные линии. Снова, пользуясь карандашом в качестве измерителя, расположите его прямо перед собой и напротив объекта и, меняя его положение по отношению к частям натуры,попытайтесь определить, какие из них совпадают по вертикали, а какие - погоризонтали.

    Положению, в котором находится изображенная ниже фигура,свойственен специфический характер действия. Мы можем судить об этом, сделавнабросок простейшей формы и применив стратегию выравнивания по "уровню иотвесу". Любой выступ – колено, плечо, бедро, локоть, носок или подбородок– потенциально подходят для проведения измерений. На следующей страницепоказано, как применялся этот метод в рисунке.

    После выполнения предварительного наброска, компоновкифигуры на листе, с помощью "уровня" было определено, что колено и носмодели находятся на одной линии. Это стало важным звеном проведения измерений,поскольку художник, помимо частностей, мог теперь расположить и изображениеголовы в целом.

    В результате только этого приема художник смог точнорасположить изображение головы, правого плеча и стула. Затем и стул далдостаточно информации – если внимательно оценить расположение его спинки иножек, можно выявить множество точек, где эти элементы пересекают фигуру.

    Нос и колено модели находятся на одном уровне.














    Нос модели и ножка стула находятся на одной вертикали.





    Подъем (предплюсна) ноги и колено - почти на одной линии. Локоть и точка пересечения руки и ноги находятся на одной линии.















    Плечо и колено находятся на одной линии

    Художник отметил, что на линии "отвеса" (вертикаль), проходящей от кончиканоса вниз, находится точка пересечения спины и ножки стула. Дальнейшиеизмерения показали, что правый локоть модели на уровне точки пересечения левойруки и ноги. Линия "отвеса", проходящая от колена вниз, помоглаопределить положение правой ступни.

    Теперь вы понимаете, что всего лишь несколько взаимноперпендикулярных линий помогают передать характер действия фигуры и позволяютустановить более точные пропорции. Однако, рисование невоз- можно свести кэлементарной системе пошаговых операций. Использование стратегии выравниванияпо линии является лишь элементом в сложном каскаде предварительной работы надзарисовкой. Использование той или иной методики зависит от конкретных задач.Чем интенсивнее вы используете стратегию "уровня и отвеса", темточнее будет рисунок.

    Для выполнения элементарных этюдов, приводимых на этихстраницах, нужно лишь одно–два измерения. В таких случаях попробуйте найтинеобычные элементы для проведения стратегии "уровня и отвеса".

    Например, заметьте, что плечо находится на одной линии с коленом, козырекбейсболки – на вертикали с выступающим животом, а нижняя губа одной из моделейна одной вертикали с кончиком носа. Ваш глаз постепенно научится делатьподобные заключения автоматически.

    Уши обычно расположены по бокам головы, начиная от линии бровей и до линии основания носа, – однако, уши этого мужчины довольно крупные.

















    Вслед за носом, попытайтесь найти другие выступающие элементы лица. В данном случае – это нижняя губа.



    Найдите линии выравнивания, исходящие из таких точек, как локоть, нос, подбородок, плечи, колени и даже, как в этом случае, козырек фуражки.
































    Проведение сравнительных измерений

    Частое проведение сравнительных измерений - отличный способ проверки пропорций. Пользуйтесь карандашом как измерителем для сравнения длины одного элемента натуры с другим - так вы получите представление об их относительных размерах.

    Хотя для сравнительных измерений можно взять за основу любую часть объекта, как правило, "единицей измерения" берется голова, мы сделаем то же самое. Применяя элементы метода визирования (рука вытянута, карандаш - в строго вертикальном положении, один глаз закрыт), совместите кончик карандаша и линию верхней части головы. Большим пальцем руки отметьте уровень подбородка. Теперь у вас появилось средство для сравнения этой длины с другими частями объекта - может быть, с длиной верхней части руки или ширинойплеч.

    Расстояние, отмеченное на карандаше, используется для измерений самого объекта. Оно не может быть напрямую перенесено на лист. Скорее всего, рисунок будет пропорционально крупнее или меньше по сравнению с данными, полученными от замеров карандашом. Измерения, характеризующие отношения между элементами натуры, лучше запоминать.

    Именно эта часть руки использовалась для проведения сравнительных измерений.

    Длина предплечья практически совпадает с расстоянием от локтя до верхней части головы.




    Длина предплечья почти равна длине бедра...





    и голени вместе со ступней





    При сравнительном измерении, совсем неважно, чтобы обе длины абсолютно совпадали.

    Сравнения размеров могут проводиться не только в отношении частей тела, но также и других элементов натуры, например, одежды. Очень полезно использовать этот прием, чтобы сравнить формы, размеры которых кажутся одинаковыми. Они могут оказаться одинаковыми; могут и отличаться, но полученная информация позволяет определить их верные пропорции. Когда бы у васни возникла необходимость в проверке пропорциональности этюда к натуре,используйте этот удобный способ.

    Рисунки, воспроизводимые на этой и соседней страницах, хорошо иллюстрируют это, но они предназначены лишь для показа приема в изоляции от рисунка в целом, который должен выполняться непрерывно. Сравнительные измерения должны придавать рисованию "изюминку", а не вмешиваться в него.













    Использование размера головы в качестве "единицы измерения". Судя по этому рисунку, высота фигуры составляет величину равную трем размерам головы.


    Поля шляпы, плечи и галстук - приблизительно одного размера.      























    Длина лица - от подбородка до лба - чуть больше, чем длина массы волос ото лба до темени.Сравните размеры руки и лица.


    Ступня, ширина заключенной в квадрат формы и голова - приблизительно равны.



    Высота и ширина головы практически равны.


    Высота торса приблизительно равна двум размерам головы.


    Длина заключенной в квадрат формы приблизительно равна величине головы.



    Пропорции

    Пропорциям свойственно меняться от человека к человеку. Темне менее, высота классической фигуры Греции и Ренессанса была равна восьмиразмерам головы. Художники-маньеристы рисовали вытянутую фигуру (высотой в 9 иболее размеров головы). В действительности, средняя высота человеческой фигурыв природе составляет величину, равную семи с половиной размерам головы. Однако,фигура высотой 8 голов пока считается наилучшей: она полна достоинства и удобнадля проведения измерений.

    Классическая мужская фигура имеет следующие размеры: двевысоты головы в плечах и полторы -на уровне бедер. Размеры женской фигурыпротивоположны мужским. На поверхность тела выступают очертания некоторыхкостей - они становятся весьма полезным ориентиром при опредлении пропорций. Этикости расположены сразу под кожным покровом. Они хорошо видны, выступая наповерхности худой фигуры; на плотном теле похожи на впадины.

    Для того, чтобы нарисовать идеальную, с точки зрениясовременного зрителя фигуру, следует уяснить правила верных пропорций на основесегодняшних вкусов. Правила не должны непременно соответствовать параметрамфигуры средних современных мужчины или женщины. Фотография и силуэт, на стр.40представляют фигуру хорошо сложенного мужчины среднего роста. Эта типичнаяфигура величиной, равной семи длинам головы. Большинство людей, однако, считаюттакую фигуру недостаточно высокой, чтобы соответствовать их представлению обидеале. Они предпочитают фигуру ростом "в восемь голов", поскольку сих точки зрения, она красивее и элегантнее.

    В оставшейся части главы вы найдете схемы, демонстрирующиефигуру величиной в восемь размеров головы. Для того, чтобы рост ее был равенросту фигуры величиной в семь длин голов, мы разделили рост на восемь частей.Одна из частей служит в качестве единицы измерения. После прорисовки головы мырасположили другие части тела вдоль вертикальной оси. Только тело, от ступнейдо шеи, теперь равно семи единицам, а не шести. Поэтому части тела слегкавытянуты и фигура в результате кажется более грациозной, имеющей лучшиепропорции.

    Время от времени вам захочется нарисовать фигуру, отличающуюся от средней. Если хотите выполнить карикатуру на человека или показать, что он выше или ниже среднего роста, вы легко сможете это сделать: сохраните неизменными показатели ширины, использованные для фигуры величиной в восемь единиц (голов) и сократите рост до пяти или шести единиц или увеличьте его до девяти или десяти единиц. Однако, любое отклонение от показателейгармоничной фигуры должно быть хорошо взвешено.

    Положитесь на глазомер для передачи правильных пропорций.Использование головы как единицы измерения очень удобно и полезно при изучениипропорций фигуры. Но помните, что вы создаете рисунок фигуры не с помощьюизмерителя или линейки; ваши главные инструменты - глаза и карандаш. Посуществу, вы можете измерять фигуру в буквальном смысле слова и судить о еевеличине в единицах только в одном случае - когда фигура неподвижна и находитсяв строго вертикальном положении. В остальных случаях, а это основная часть вашеготворчества, фигура или ее части в той или иной степени изображаются вперспективе. Поэтому единственный способ измерения пропорций заключается вумении видеть. Если объект кажется правильно нарисованным, значит пропорцииверны. Внимательно изучите приводимые схемы и сравните размеры одной части телас размерами другой, но начав рисовать, отложите в сторону линейку. Незабывайте, что мастерский рисунок - это, прежде всего, мастерское видение,перенесенное на бумагу.

    Деление фигуры на семь единиц (размеров головы)

    Деление фигуры на восемь единиц (размеров головы)

    Шаг 1. Это фигура мужчины среднего роста и хорошегофизического развития. Его рост равен семи единицам (размерам головы). Если вывстретите его в реальной жизни, то отметите его хорошие пропорции. Однако,нарисовав фигуру на бумаге (что иллюстрирует приводимый рядом силуэт), мыувидим, что она отличается от принятого американцами идеала мужской фигуры, онакажется чуть шире и ниже ростом.

    Шаг 2. Голова является основной единицей измеренияфигуры. В представленной выше "линейке", высота головы используетсядля проведения вертикальных измерений тела. Поэтому мы говорим, что фигураимеет величину в семь единиц (семь голов).

    Шаг 3. Идеальная фигура человека в восемь раз вышевысоты его головы, как показано на схеме. Обратите внимание, что, хотя общаявысота фигуры равна высоте фигуры величиной в семь единиц (голов) слева, размерголовы фигуры величиной в восемь единиц был уменьшен. Все остальные чаституловища были пропорционально вытянуты, поэтому теперь фигура кажется стройнойи грациозной.

    Шаг 4. На этом рисунке фигура величиной в восемьединиц (голов) представлена в основных формах. Изучите соотношения различныхчастей фигуры, обращая пристальное внимание на баланс между ними повертикальной оси.

    Примеры:

    Стоящая фигура мужчины, вид спереди

    Стоящая фигура мужчины, вид сзади

    Стоящая фигура мужчины, вид с боку

    Стоящая фигура женщины, вид спереди

    Стоящая фигура женщины, вид сзади

    Стоящая фигура женщины, вид с боку

    Сидящая фигура, фигура стоящая на коленях



    Вставьте анонс материала в свой блог — скопируйте готовый код из окна ниже:

    В вашем блоге анонс будет выглядеть вот так:

    Умение видеть.

    Всех одаренных рисовальщиков объединяет то, что они обладают практически безошибочно верным глазом. Однажды мы были в мастерской одногоиллюстратора, известного своими виртуозными навыками в рисовании. Он работал снатуры. Сперва он пометил лист сверху, затем - в самой нижней его части и,начав рисовать с головы от верхней отметки, очень быстро спустился вниз,изобразив большой палец ступни прямо на нижней отметке. Конечно же,все, что оннарисовал, было безукоризненно точно. Конечно, это мастерство описать просто,но достичь до отчаяния трудно.

    Рекомендую еще уроки:


    Категория: Общие понятия | Добавил: Tatyana_Art (19.07.2009)
    Просмотров: 19806 | Теги: уровень, рисунок, фигура, компоновка, средняя точка, пропорция, Линия | Рейтинг: 3.7/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Язык сайта
    Выбрать язык / Choose language:
    Ukranian
    English
    French
    German
    Japanese
    Italian
    Portuguese
    Spanish
    Danish
    Chinese
    Korean
    Arabic
    Czech
    Estonian
    Belarusian
    Latvian
    Greek
    Finnish
    Serbian
    Bulgarian
    Turkish
    Наш опрос
    Ваше предпочтение?
    Всего ответов: 459
    Рассылка на E-mail
    Рассылка на E-mail

    rss2email
    Случайные работы из галереи
    Наша ссылка:

    Tatyana-Art.ucoz.com
    Разместите наш баннер
    Tatyana_Art - Кое-что о компьютерной графике.
    у себя на сайте

    Копируй и вставляй.

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz



    Rambler's Top100 Регистрация в каталогах, добавить сайт 
в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, 
хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
продвижения и рекламы сайтов