Постулаты рисованияРисование можно разделить на два больших раздела - идею и ее реализацию. Из этого утверждения следует, что художник несет в себе две составляющие:собственно, самого художника (человека, который порождает композицию на листе)и ремесленника, который придает рисунку требуемую форму. Идея и композиция, о которой пойдет речь дальше, тесно связаны. Их нельзярассматривать отдельно друг от друга. Реализация же, в свою очередь, может бытьв той форме, которая требуется или технически выполнима. Например, рисунокмасляными красками, на компьютере или акварелью отличаются лишь способомисполнения (техникой) и могут изучаться отдельно, как бы дополняя средствавыражения, которыми владеет художник. Среди всех законов композиции самыми важными являются следующие: Постулат первый: визуальный центр композиции на листе расположен выше геометрического центра. Почти все эмоциональные реакции и переживания зрителя, художник рассматривает с точкизрения физиологии. Композиция не исключение. Большую часть времени человексмотрит вниз, так, как держать голову прямо, человеку мешает ее масса. Горизонтсдвигается выше и большинство предметов визуально поднимаются. Привычка видетьмир приподнятым порождает у большинства людей психологическую зависимость отэтого явления. На рисунках показана приблизительная схема расчета центра композиции. Исходя изсказанного выше, достаточно слегка приподнять композиционный центр на работе,чтобы снять со зрителя дискомфорт. Одним словом, свободное пространство внизурисунка, относительно центра композиции, в рисунке должно быть больше. Немного,но достаточно, чтобы это было заметно. Постулат второй: Ничего не повторяется. Формы, направления, размеры, масштаб, яркость и т.п. Природа не терпит повторов. Дажекристаллическая структура вещества имеет деформирующие линии напряжения. Эрозияпочвы и ветер разрушают камни. Линии не могут быть параллельны - они уходят вперспективе. Ветер нарушает регулярность листвы. Плотная атмосфера воздухасоздает легкую дымку скрывая предметы. Все эти явления заставляют художникапроверять рисунок на отсутствие повторяющихся понятий. На рисунке выше хорошо видна структура плетеной циновки и хотя на ней читаетсяповторяющийся рисунок плетения, в эту регулярность внесен хаос изразноразмерных щелей между узлами, отчетливо читается градиент освещения,выбиваются кусочки соломы, в край вплетен шнурок противоположного по яркостиоттенка. Узор на ткани и имеет ритм в повторе, но он разрушен за счет блика,изменяющий его яркость и насыщенность. Подобные размышления иллюстрируют второйпостулат композиции - отсутствие повторов. Постулат третий: Композиционные массы. На рисунке сразу бросается в глаза прислонившаяся к стене фигура. Если невглядываться в детали и прищурить глаза, она будет выделяться единым пятном нафоне лишь слегка намеченной стены. Это иллюстрация к понятию - композиционнаямасса. Светлое на темном. Большое к малому. Длинное и короткое. Все на рисункеследует разделять на массы, которые были бы хорошо читаемы. На фрагменте справапонятие массы тоже хорошо различимо - светлое пятно лица, к темному фону волоси одежды. Следует внимательно проверять рисунок на присутствие в нем композиционныхмасс и всячески из подчеркивать, выделяя в процессе работы. Типичной ошибкойбыла бы контурная обводка вокруг лица. Следует избегать контуров и решатьвопросы выделения объектов именно пятнами объектов или элементов на рисунке,которые контрастны друг к другу. Подобная постановка вопроса приводит нас к следующему - идеальная композиция.Традиционно считается, что художник лишь бесконечно к ней движется, нонекоторые решения сформировались: В примерах выше рассмотрена вертикальная композиция. На первой иллюстрациипоказана, так называемая, "идеальная композиция". В центре композицииесть элемент, который не повторяет форму листа. Его масса абсолютно контрастнак фону и не совпадает по занимаемому пространству. Направление несимметрично.Вокруг центра композиции достаточно свободного места. Все эти условия помогаютчитать рисунок не отвлекаясь на соперничающие детали. Рисунки слева, иллюстрируют состояние, когда элементов композиции много. Ни один из них не повторяет ни форму, ни размер, ни направление на листе и образуют воображаемую линию направления в композиции. Это примеры правильного размышления над задачами композиции. Эти две схемы показывают неправильный подход к композиции. На первом рисункеотчетливо читается повтор в массах: размере, направлении, яркости и форме. На втором, изображена типичная ошибка, когда композиция хаотична. В ней нельзявыделить общую идею (направление). Кроме того. Для зрителя некомфортныобрезанные краем листа формы. Считается, что обрезать элементы на рисунке можнолишь по вертикали. Я склонен поддерживать это утверждение. Лучшим решением былобы не допускать обрезки, как по вертикали, так и по горизонтали. Или жертвоватьпри обрезке незначительными элементами. Эти размышления помогают сформулироватьследующее понятие... Постулат четвертый: Главное и второстепенное. Рисунок подчиняется строгому правилу - на нем присутствует смысловой элемент, которыйзамечается зрителем в первую очередь. Рисунок выше наглядно это иллюстрирует. Птица сидящая на кресле содержит большееколичество деталей, контрастных элементов. Она самая большая по массе инаходится на фоне, который достаточно пуст, чтобы не мешать зрителювоспринимать ее, как главную деталь на рисунке. Остальные фрагменты или намногомельче ее, или недостаточно контрастны и по отношению к собственным деталям и кэлементам фона. Остальные составляющие рисунка следует рассматривать в том жепорядке. От главных, к второстепенным. Постепенно уменьшая их отношения друг кдругу. Постулат пятый: Контрасты и нюансы. Контрасты и нюансы во многом определяют порядок, в котором зритель рассматривает детали. Чем контрастнее границы предметов или форм, тем сильнее они привлекаютвнимание. Чем ярче - тем быстрее они привлекут внимание. Приведем пример: Основным контрастом в рисунке будет детализированная к фону фигура, которую можнозрительно разбить на контрастные группы - лицо к темному пятну волос. Светлаяобувь к темным камням. Светлая кожа теплого оттенка к холодному фону. Кисти руки так далее. Рисуя, не следует забывать, что во многом именно отношениясветлого к темному отвечают за удобство прочтения на рисунке его фрагментов.Нюансы же, наоборот, должны поддерживать интерес зрителя к основным массамобъекта. Узоры на ткани, плетение каймы, швы, мелкие складки - призваныудерживать внимание зрителя на тех или иных контрастных пятнах.
Метод размышлений должен быть следующим: зритель должен быстро определить контрастноепятно и рассматривать нюансы деталей на нем, как можно более длительно. Мыбудем называть это - чтением рисунка. Чем дольше прочтение рисунка, теминтереснее и проще зрителю его воспринимать. Поэтому по длительности прочтенияможно делить художественные произведения по качеству. Постулат шестой: Колорит. Классическим понятием в рисунке является аксиома доминирующего цвета. На рисунке выше, доминирующий цвет - оттенки охры и беж. Исходя из предыдущего постулата, море, контрастное по цвету к колориту, будет его цветовой парой. Вообще, смысл цветовых пар - доминирующей и подчиненной поддерживать предыдущее понятие контрастов и нюансов и объединить формы и массы в единый объект. Соединить на рисунке много элементов в единое целое за счет доминирующего цвета. Отвлеченной аналогией может послужитьчерно-белый рисунок, в котором все объекты едины за счет отсутствия цвета.Такое решение называется - хроматическое. Т.е. бесцветное. Противоположным кнему - ахроматическое - цветное. Пример: Рисунок бамбука и зелено-голубой колорит. Вывод: идеальный колорит - приближение к хроматическому решению в рисунке. Хотя это и недостижимо, важно понимать значениедоминирующего цвета и грамотно этим пользоваться объединяя на рисунке непохожиеобъекты и формы в едином колорите. Постулат седьмой: Форма шара. Большинство предметов окружающих человека можно мысленно разбить на сфероиды, которые эту форму образуют. При анализе объекта, следует искать в нем выпуклые поверхности.От правильного понимания формы будет во многом зависеть освещение предмета. Следует запомнить следующую скороговорку: БЛИК (1) --- СВЕТ (2) --- ПОЛУТЕНЬ (3) --- ТЕНЬ (4) --- РЕФЛЕКС (5). Эта конструкция дополняется точкой касания предмета (7), которая образует оченьплотную тень и падающей тенью (6) предметов. Освещение любого предмета можноразделить на эти составляющие, которые будут определять тип его поверхности, стой разницей, что интенсивность каждого из элементов будет разной. МАТЕРИАЛ ПОВЕРХНОСТИ Понятие материала поверхности можно вывести из правила шара. Интенсивность блика и его размер определяет насколько объект полирован. Для матовых поверхностей он лишьслегка заметен и имеет цвет источника света. Для поверхностей с высокойпоглощающей способностью, например, бархата или замши, его не изображаютсовсем. Металлический же блик, напротив, очень плотный, большой и имеет ореолцвета источника света. Ниже приведена схема рисования металла, где цвет металлаопределяет ореол блика и ярко выраженный рефлекс. При изображени предметов ОБЯЗАТЕЛЬНО следует учитывать рефлексы и думать о них, како парных: На рисунке выше, видно, как предметы взаимодействуют друг с другом, черезрефлексы. Пары рефлексов и рисуются тоже парно. Поверхность белой сферыоставляет рефлекс на синей стене и воспринимает от нее отражение. Чем точнеепередаются рефлексирующие пары, тем ближе рисунок к реализму, тем болееестественным и воздушным он будет казаться зрителю. Резюмируем: Все выше сказанное можно свести к следующей схеме рассуждений: ЗАМЫСЕЛ --- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА КОМПОЗИЦИИ --- РАЗМЕРНОСТЬ МАСС --- КОЛОРИТ. Эту стадию можно назвать предварительной подготовкой к рисунку. Она обязательна и ееотсутствие приводит к частым ошибкам. ОБЩАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКА (В порядке обязательным к следованию): Приведенная схема достаточно полно отражает порядок работы над рисунком. Начинать следует с общей идеи работы, которая будет диктовать порядок изучения материала. Одной изчасто упускаемых деталей рисования является сбор материала для работы. Годитсявсе, что позволяет понять натуру, которая будет изображаться: фотографии,просмотр телевизора, книги, эскизы с людей приходящих в гости и так далее.Следует помнить, что художник это не только идеи, но и форма, в которую этиидеи оформлены. От качества формы, во многом зависит, адекватное восприятиерисунка зрителем. Эстетичный и опрятный рисунок поддерживает замысел. Некоторые отвлеченные размышления о влиянии физиологии в композиции приводят к любопытным выводам: Во-первых, человек обладает "широкоформатным" зрением. Уголзрения у человека примерно равен 140 градусам по горизонтали и 90 по вертикали.Наиболее комфортная форма представления композиции - вытянутый по горизонталипрямоугольник, как в кинотеатре. Конечно, это ни в коем случае не отрицаетсуществование вертикального формата, но представление рисунка по горизонталивызывает меньший дискомфорт. Во-вторых, необходимо избегать ярких оттенковцвета. Особенно ярко-синего. Человек по-разному воспринимает световой спектр иточнее различает оттенки бежевые и светло-зеленые. Ярко-красный цвет и оттенкисинего это цвета близкие к границам инфра-красного и ультрафиолетовогодиапазонов света, которые человек перестает видеть и не различает в них тонкихградаций насыщенности. Одним из самых некомфортных для человека цветом можно назвать оттенки желто-зеленойгаммы. Особенно интенсивные по насыщенности. Следует так же избегать сочетанийцветов красного и зеленого. Это цвета, которые называют противоположными.Смешение их дает неприятный грязно бурый оттенок, а располагая их рядом ониусиливают друг друга. Отдельного разговора заслуживает рабочее место человека и инструменты для рисования на компьютере. Монитор следует проверять на соответствие к квадратному размерупиксела. Развертка на аналоговых мониторах может иметь разное разрешение впикселах, но при этом, соотношение сторон кинескопа остается неизменным. Здеськроется подвох. Например, если мы нарисуем рисунок в разрешении 1280 на 1024,получившим широкое распространение, то открыв на другом мониторе в другомразрешении или распечатав рисунок мы увидим искажение геометрического размера.Дело в том, что разрешение 1280 на 1024 имеет соотношение сторон 5:4, ааналоговый монитор (согласно стандарту) - 4:3. Обратная ситуация, когда рисуноксделан при правильном соотношении сторон и экранного разрешения и монитора, но,попав на монитор с разрешением 5:4 рисунок будет выглядеть сжатым по вертикали(справа). Значениебудет небольшим, но для пропорций фатальным. Для этих целей существуютальтернативные разрешения. Например, 1280 на 960.
Следует начинать рисунок, работая на сером нейтральном фоне. Поступая так, художникоставляет для себя диапазон яркости. Например, для бликов. Белый фон слепитчеловека и тратится время на адаптацию зрения. Когда человек отвлекается отрисунка, смотрит вне монитора и возвращает взгляд назад глазу нужно некоторое времядля компенсации, что может вызвать ошибки с колоритом и яркостью. Желательнопри этом настраивать цветовые схемы интерфейса, чтобы в них не было яркихцветных пятен, которые отвлекают, и делать десктоп и меню темно-серыми.Работать в среднем диапазоне яркости очень важно. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ Понятие золотого сечения пришло к нам из Эпохи Возрождения. Художники и философыуделяли много времени теоретическим вопросам композиции и пришли к выводу, чтов природе есть система кратности форм и размеров. Если говорить в двух словах,то соотношение сторон 3:2 является для зрителя менее дискомфортным. Приведемпростой пример: на листе расположены два предмета, то наиболее естественнаякратность размеров будет именно в полтора раза. Это касается не только размеров.Падение насыщенности между предметами, яркость, наличие мелких деталей,направления и углы. Применяя это просто правило художник может не заботиться опоиске отношений между формами. Удивительно, но правило работает. ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА Казалось бы сложная тема, подчиняется жестким правилам. Человека можно разделить нанесколько пропорциональных основных групп: тело, голова и кисти рук. Пропорции человека подчинены делению на 2 и на 3. Реже встречается деление пропорций на четыре. Рассмотрим фигуру пристальней и попробуем привести наблюдения втаблицу: - Проводим линию построения и определяем точки макушки и касания стоп.
- Следующим действием находим линию бедер. Это середина тела.
- Линия коленей будет делить расстояние от бедер до стоп пополам. Бедра учеловека длинее, чем голень, поэтому следует принимать во внимание, что делениепополам условное. У разных людей эта граница может немного меняться.
- Примерно одна пятая от длины голени это подъем стопы. Подъем стопы очень важная величина и включает в себя не только стопу, но и ее переход в голень - подъем.
- Размер черепа это примерно седьмая часть длины тела. У высоких людей делениеможно изменять до значения семь с половиной.
- Линия плеч - одна третья от линии бедер до макушки.
- Длина рук доходит кончиками пальцев до середины бедра.
- Размер ладоней - расстояние от подбородка до надбровных дуг на лице. Примернодве трети от высоты черепа.
- Плечи у крупного человека равны двум высотам черепа, но обычно эта величина немного меньше.
- Две шестых высоты тела, которые считаются от макушки - диафрагма.
Проверка пропорций человека делается по дуге. Следует представлять себе скелет, как систему рычагов у которых есть точка вращения. Мысленно "раскачивая" и проводя линии построения можно проверить положение любой группы костей в пространстве. Следующим важным моментом в пропорциях человека это рисование и умение строит кисти рук и лица: - Кисть руки это обязательно деление ее на ладонь фаланги пальцев. Деление этократное половине длины всей ладони. Причем у людей толстых, длины пальцевобычно меньше ладоней.
- Следующий важный момент это пропорциональное изменение длин фаланг. Перваяфаланга самая длинная и скрывается внутри ладони. Начинаясь от пястья и докостяшек пальцев на тыльной стороне ладони. Вторая - примерно на треть короче.Третья - еще короче на треть. И последняя, четвертая фаланга, самая маленькая.Ногти человека - половина от ее длины.
- Не следует забывать о подъеме большого пальца.
- Линия фаланг это дуга. Достаточно сделать линию фаланг прямой и эта грубаяошибка разрушит релизм пропорций, как бы детально рука не была нарисована.
- Надо помнить, что большой палец короче на одну фалангу и едва достает дотретьей фаланги указательного пальца.
- Рисовать пальцы рук следует выделяя суставы, соединяя их плавными вогнутымилиниями. Чем слабее изгиб, тем руки кажутся моложе. Чем крупнее суставы исильнее выражены, тем их обладатель кажется старше.
- В рисовании руки нельзя забывать от запястьи. Его ширина обычно десятая частьот общей длины ладони.
- Стоение лица начинается с линии построения. Изгиба лица.
- Линия глаз это середина лица у взрослого человека вместе с прической. У детейэта линия опускается ниже. Чем ниже, тем младше.
- Линия носа это середина растояния от линии глаз до подбородка.
- Линия губ - треть расстояния от линии носа до подбородка.
- Расстояние между глазами равно размеру глаза и эта линия делится примерно напять частей. Оставшееся расстояние до границы черепа - виски.
- Линия ушей это мысленная линия от переносицы до кончика носа. Уши обычно равнывеличине носа.
Рисовать прическу следует вокруг черепа, а не пририсовывая к линии черепа макушку. Важно понимать, что волосы тоже имеют объем. |