Основные понятия о рисовании с натуры.Рисунок является не только самостоятельным видом изобразительного искусства, но и основой для живописи, гравюры, плаката, скульптуры, декоративно-прикладного и других искусств. При помощи рисунка закрепляется первая мысль будущего произведения. Например, Суриков в серии карандашных эскизов, зарисовок с натуры и по воображению решает сложную композицию картины «Боярыня Морозова» Рис. 1. В. И. Суриков. Боярыня Морозова. Эскиз композиции. 1884—1885. Графитный карандаш В подготовительном рисунке к росписи потолка Сикстинской капеллы Рис. 2. Микеланджело. Сотворение Адама. Подготовительный рисунок к росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане Микеланджело ищет и находит выразительную позу и движение человека, пробуждающегося к жизни. Рис. 3. Микеланджело. Сотворение Адама. Деталь фрески Сикстинской капеллы. 1508 —1512 Множество подготовительных рисунков, выполненных Александром Ивановым, во многом обусловливает предельную выразительность образов и безукоризненную форму в его картинах. Рис. 4. А. А. Ивaнов. Гиацинт. Рисунок к картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». 1830-е годы. Итальянский карандаш Рис. 5. А. А. Иванов. Гиацинт. Фрагмент картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». 1831 —1834. Масло Законы и правила рисования усваиваются в результате сознательного отношения к работе с натуры. Каждое прикосновение карандаша к бумаге должно быть продумано и обосновано чувством и пониманием реальной формы. Учебный рисунок должен давать возможно более полное представление о натуре, об ее форме, пластике, пропорциях и строении. Его следует рассматривать прежде всего как познавательный момент в творчестве художника. Кроме того, необходимо знание особенностей нашего зрительного восприятия. Без этого нельзя понять, почему окружающие нас предметы во многих случаях представляются нам не такими, какие они в действительности: параллельные линии кажутся сходящимися, прямые углы воспринимаются то острыми, то тупыми, круг иногда выглядит как эллипс, карандаш по размерам превосходит высотный дом и т. д. Перспектива не только объясняет упомянутые оптические явления, но и вооружает художника приемами пространственного изображения предметов во всех поворотах, положениях, а также в различных степенях удаленности от рисующего. РИСУНОК С НАТУРЫ И КОПИЯСреди художников-любителей, особенно начинающих, можно наблюдать массовое увлечение копированием. Копируют с открыток, репродукций, с журнальных иллюстраций. Путем копирования случайных оригиналов не приобретаются нужные знания, вся работа ведется «на глаз», механическим сравнением и такой же проверкой. При рисовании с натуры перед рисующим встает необходимость передать объем предмета в пространстве. Для этого почти каждое прикосновение карандаша к бумаге должно быть обосновано пониманием строения формы, законов светотени, перспективы, анатомии. В итоге у рисовальщика накапливаются знание, опыт, умение смотреть на натуру, ставить перед собой задачи и, выполняя их, продвигаться вперед. Тем не менее сознательное копирование в процессе обучения рисунку играет большую роль. Хороший рисунок — будь то орнамент, натюрморт, голова или фигура человека — служит незаменимым пособием для занимающегося рисованием. Такой рисунок дополняет и наглядно иллюстрирует теоретические объяснения преподавателя о мастерском решении задач, над которыми приходится работать и учащимся. Копирование работ выдающихся мастеров (А. А. Иванова, О. А. Кипренского и других) может принести большую пользу достаточно подготовленным рисовальщикам. Они смогут сознательно изучать образцы высокого стиля, постигать сущность творческого пути большого художника, повышая таким образом культуру собственного мастерства. ТРЕХМЕРНОСТЬ. ОБЪЕМ. ФОРМАВсякий предмет определяется тремя измерениями: длиной, шириной и высотой; под его объемом следует понимать его трехмерную величину, отграниченную поверхностями; под формой — наружный вид, внешние очертания предмета. Изобразительное искусство в основном имеет дело с объемной формой. Следовательно, в рисовании следует руководствоваться именно объемной формой, чувствовать ее, подчинять ей все способы и приемы выполнения рисунка. Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учета сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться односторонними. Для лучшего понимания формы в целом, прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть натуру с различных сторон. Рисуя голову в фас, непременно нужно посмотреть на ее профиль. Помечая в трехчетвертном повороте головы ухо, следует представлять положение и другого уха, скрытого от глаз рисовальщика. Изображая чуть видимый из-за носа глаз, важно представлять его в целом, а не отделываться случайным штрихом. Рисующему рекомендуется наблюдать форму с различных точек, но рисовать непременно с одной. Освоив главные правила рисования на простейших предметах, например геометрических телах, в дальнейшем можно ставить перед собой более широкие задачи, переходя к рисованию натуры более сложной по своей конструкции. Под конструкцией, или строением предмета, следует подразумевать взаимное расположение и связь его частей. Понятие конструкции свойственно всем существующим предметам, созданным природой или руками человека, начиная с простейших предметов быта и кончая сложными формами органического мира. Художник не должен видеть окружающую его действительность только в случайном светотеневом состоянии. Ему необходимо уметь находить закономерность в строении предметов. Эта способность развивается постепенно в процессе рисования с натуры. Изучение геометрических тел и предметов, близких к ним по своей форме, а затем и предметов, более сложных по своему строению, обязывает рисующих сознательно относиться к рисованию, выявлять характер конструкции и назначение изображаемой натуры. Так, кринка как бы состоит из шарообразной формы и цилиндрического горлышка; воронка — усеченный конус с приделанной ручкой и т. д. Особенно интересно и закономерно строение человеческого тела. Умению правильно изображать его содействует знание пластической анатомии. ЛИНИЯЛиния, или черта, проведенная на поверхности листа, является одним из основных элементов рисунка. В зависимости от назначения она может иметь различный характер. Она может быть плоской, однообразной, по существу ничего не выражающей. В таком виде она главным образом имеет вспомогательное назначение (это — размещение на листе рисунка, набросок общего абриса натуры, обозначение пропорций и т. д.). Линия также может иметь характер пространственный, которым рисующий овладевает по мере изучения формы в условиях освещения и окружающей среды. Сущность и значение пространственной линии легче всего понять, наблюдая за карандашом мастера в процессе его работы: линия то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, сливаясь с окружающей средой; потом она вновь появляется и звучит во всю силу карандаша. Особенно выразителен в этом отношении рисунок Микеланджело: мужской обнаженный торс в сильном движении. Рис. 6. Микеланджело. Мужской обнаженный торс. Сангина Различный характер линий дает художнику возможность с предельным лаконизмом решать пластические и пространственные задачи. Энергичным нажимом сангинного карандаша мастер выдвигает на передний план голени ног, легкими касаниями намечается уходящая в глубину верхняя часть торса. Каждая линия рисунка анатомически и пластически обоснована. Прекрасны по своей линейной выразительности такие рисунки, как портрет балерины Т. П. Карсавиной (рис. 8), выполненный В. А. Серовым, или портрет Никколо Паганини художника Энгра (рис. 7). Puc. 7. Д. Энгр. Пикколо Паганини. 1819. Графитный карандаш Puc. 8. В. А. Серов. Портрет балерины Т. П. Карсавиной. 1909. Пример более глубокого пространственного решения линейных композиций введением на первом плане тональных пятен дает офорт Рембрандта «Большая охота на львов». Рис. 9. Рембрандт. Большая охота на львов. 1641. Офорт Начинающие рисовальщики, не понимая, что линия в рисунке есть итог сложной работы над формой, обычно прибегают к плоской, условной и однообразной линии. Такая линия, с одинаковым безразличием очерчивающая края фигур, камней и деревьев, не передает ни формы, ни света, ни пространства. Совершенно не разбираясь в вопросах пространственного рисования, художники обращают внимание прежде всего на наружные очертания предмета, стараясь механически скопировать его, чтобы затем заполнить контур случайными пятнами света и тени. Но у плоскостной линии в искусстве есть свое назначение. Она применяется в декоративно-живописных работах, в стенных росписях, мозаиках, витражах, станковой и книжной графике, плакате — во всех произведениях плоскостного характера, где изображение увязывается с определенной плоскостью стены, стекла, потолка, бумаги и т. д. Здесь эта линия дает возможность обобщенно передать изображение... Глубокое различие между плоскостной и пространственной линиями необходимо усвоить с самого начала для того, чтобы в дальнейшем не получилось смешения этих различных элементов рисунка. ПРОПОРЦИИЧувство пропорций является одним из основных элементов в процессе рисования. Соблюдение пропорций означает умение соподчинять размеры всех частей изображаемого предмета по отношению друг к другу и к целому. Это обусловливает сохранение данного для исполняемого рисунка масштаба и в то же время дает рисующему возможность изображать предметы значительно больше натуры и, наоборот, на небольшом листе бумаги развертывать грандиозные перспективы. Так, чтобы нарисовать человека, устанавливается его высота в любом условном размере, например 25 см. По отношению к этой величине должны быть найдены размеры всех частей фигуры. Масштаб дается заранее, а не вырабатывается в процессе работы. При рисовании по частям в большинстве случаев натура не умещается на листе, оказывается сдвинутой вверх или вниз. Для того чтобы не ошибиться в пропорциях, вначале следует определять соотношение больших величин, а затем выделять из них наименьшие. Нарушение пропорций недопустимо вообще, но особенно оно ощутительно при построении человеческой фигуры и головы. В этих случаях даже небольшие отклонения искажают сходство и характер натуры. Поэтому изучению пропорций тела придается большое значение. Существуют законы, определяющие взаимоотношения размеров частей. Законы эти играют большую роль как средство, помогающее уяснить сделанную рисующим ошибку или предостеречь от нее. Например, полезно узнать, что нормальное расстояние между глазами равно длине глаза. Учитывая это, легче определить, насколько ближе или дальше друг от друга должны быть поставлены глаза данной натуры. Необходимо также иметь в виду, что размер головы взрослого человека (от подбородка до темени) составляет приблизительно '/7—7в всей высоты фигуры, что расстояние между концами пальцев расставленных горизонтально рук примерно одинаково с высотой фигуры; размер от верхнего края головы до лобка приблизительно должен быть равен половине всего роста — знание этого помогает определить длину ног и туловища данного человека. Сравнительную величину частей человеческого тела наглядно показывает рис. 10. Рис. 10. Пропорции фигуры человека Пропорции женской фигуры несколько иные: грудная клетка уже, а таз шире, чем у мужской. Голова ребенка относительно туловища значительно больше, чем у взрослого человека, и т. д. Многие художники прошлого, тщательно изучая пропорции человеческого тела, искали законы его гармонического строения. Среди них в первую очередь следует назвать греческих скульпторов V и IV вв. до н. э. — Поликлета и Лисиппа, а также художников эпохи Возрождения— Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера. На рисунке Микеланджело даются пропорции фигуры, которая делится на восемь частей; каждая из них равна величине головы. Рис. 11. Микеланджело. Пропорции фигуры человека Первая часть — голова, вторая — от подбородка до линии сосков, третья — от сосков до пупка, четвертая — от пупка до лонного бугра, пятая — от лонного бугра до середины бедра, шестая — от середины бедра до нижней части колена, седьмая — от нижней части колена до нижней части икры и восьмая — от нижней части икры до подошвы. Мера роста в восемь голов применима для высоких людей. При низком росте длина фигуры соответствует величине около семи голов. Трудности в определении пропорций часто имеют самые разнообразные причины. Из них главные — это так называемые оптические обманы. Например, черные и белые пятна одинакового размера воспринимаются различно — белое кажется больше, черное меньше. Другой пример: при рисовании головы законченный, объемный рисунок глаза среди линейно намеченных форм будет казаться уменьшенным (как затемненное пятно среди светлого), а следовательно, сможет дезориентировать рисующего в пропорциях. Поэтому для соблюдения пропорций рисунок следует вести от первоначального наброска к объемному изображению равномерно, не забегая вперед в разработке отдельных деталей. Это даст возможность сравнивать размеры частей друг с другом и таким образом выдержать заранее намеченный масштаб. Определяя пропорции, необходимо учитывать, что формы наиболее детализированные, или отличающиеся выразительностью, кажутся значительнее, а потому крупнее, чем другие такой же величины, но лишенные деталей и экспрессии. Неопытные рисовальщики, не учитывая этого обстоятельства, имеют склонность лобную часть головы в фас и затылочную в профильном изображении приуменьшать, увеличивая соответственно части с наиболее выразительными формами и чертами лица, подчеркивающими характер и душевное состояние человека. Рисующий с натуры должен иметь в виду, что при одинаковом размере горизонтальные линии кажутся длиннее вертикальных. В этом легко убедиться, сравнив два подрамника одинаковой величины, поставленных один в горизонтальном, другой в вертикальном положении. К числу элементарных ошибок начинающих художников можно отнести стремление растягивать предметы по горизонтали. Если разделить лист на две равные половины, то нижняя часть всегда будет казаться меньше. В силу этого свойства нашего зрения обе половины латинской буквы S нам кажутся равными только потому, что нижняя ее часть в типографском шрифте делается тяжелее. Так же обстоит дело и с цифрой 8. Это явление учитывается мастерами печати, хорошо знакомо архитекторам; оно безусловно играет роль и в работе художника. С давних времен придавалось большое значение воспитанию у художника чувства пропорций и умения точно измерять величину на глаз. Этому вопросу много внимания уделял Леонардо да Винчи. Он рекомендовал специально придуманные им игры и развлечения для молодых рисовальщиков. Например, он советовал воткнуть в землю трость и на том или ином удалении стараться определить, сколько раз величина трости укладывается в этом расстоянии. |