Художнику, рисующему человека, следует знать разницу между мужской и женской фигурами. Женское тело, в сравнении с мужским, обычно содержит больше жировых тканей (отложений), покрывающих скелет и мускулы и придающих фигуре более мягкие, округлые формы. Для женской фигуры характерны узкие плечи и широкие бедра, что является полной противоположностью фигуры мужчины. Кости женского и мужского скелетов идентичны; однако, за исключением области бедер, размеры женской фигуры меньше.
Человеческой фигуре придает баланс, гибкость и мобильность ее конструкция в виде буквы «S». Эта кривая всегда остается видимой в фигуре. Прямая линия - это жесткий и хрупкий элемент; кривая обладает гибкостью и способностью к самобалансированию.
Схематичный рисунок фигуры человека, воспроизведенный справа, демонстрирует крайне важный принцип рисования - человеческое тело состоит из простых и объемных форм. Обобщенная форма представляет тело в его больших, главных объемах. Все отвлекающие элементы опущены. Рассматривайте форму фигуры так, как если бы она была вырезана из куска древесины; это объемная, трехмерная форма.
Рисование можно разделить на два больших раздела - идею и ее реализацию.
Из этого утверждения следует, что художник несет в себе две составляющие:собственно, самого художника (человека, который порождает композицию на листе)и ремесленника, который придает рисунку требуемую форму.
Прежде всего на чем и чем рисовать? В основном это бумага и карандаш. Но бумага может обладать различными свойствами. Например, бумага плохих сортов, изготовляемая из древесины, непригодна для серьезной работы — она быстро желтеет и темнеет от света, ее поверхность непрочна и не выдерживает продолжительной работы.
Изображаемый предмет существует для художника, поскольку он его видит. Видимая форма предмета определяется его освещенностью, которая является необходимым условием не только для восприятия предмета, но и для воспроизведения его в рисунке.
Рисунок является не только самостоятельным видом изобразительного искусства, но и основой для живописи, гравюры, плаката, скульптуры, декоративно-прикладного и других искусств. При помощи рисунка закрепляется первая мысль будущего произведения.